1. Главная
  2. Статьи
  3. Забытая история деятельности европейских наркоторговцев

Забытая история деятельности европейских наркоторговцев

В 1999 году в маленьком голландском городке за пределами Нидерландов активисты наркопотребителей со всего мира собрались на четвертую ежегодную конференцию Международного дня потребителей наркотиков (IDUD). 

Когда Мэт Саутвелл, британский активист, выступал с презентацией, он сказал, что «еле видел аудиторию». Говорящие наркотики, «потому что все гонялись» или курили наркотики из фольги. Мероприятие не походило ни на одну конференцию, на которой он когда-либо присутствовал. «Из зала поднималось так много дыма. Из-за шелеста серебряной фольги едва слышно, как люди разговаривают».

Одной из вещей, которые сделали это событие особенным для Саутуэлла, было участие людей, которые поставляли наркотики, над чем он сам вскоре будет работать, вернувшись в Соединенное Королевство. Группа голландских поставщиков под названием «Союз торговцев тяжелыми наркотиками» спонсировала мероприятие, организованное Голландской национальной группой потребителей наркотиков (LSD). 

На практике спонсорство означало, что поставщики продавали кокаин и героин хорошего качества и по хорошей цене посетителям, покрывая при этом расходы на расходные материалы, необходимые для их потребления. «У поставщиков были хлебные ящики с героином и крэком. Слои ящиков для хлеба, — сказал Саутвелл. «Я никогда не видел столько наркотиков в одном месте». По словам активиста Тео Ван Дама, основателя ЛСД, они даже бесплатно раздавали кокаин и героин для «обучения тому, как курить наркотики вместо того, чтобы принимать наркотики» или инъекционно. За исключением IDUD, Союз будет предоставлять ежедневным клиентам бесплатные лекарства по воскресеньям. 

Эта организация поставщиков наркотиков не длилась вечно. К 2003 году голландская политика сместилась вправо, и в том же году в Дании была проведена последняя конференция IDUD. Поставщики не смогли приехать. В последующие годы Ван Дам потерял связь с теми, кто был связан с Союзом торговцев тяжелыми наркотиками.

Сегодня вклад поставщиков лекарств в усилия по снижению вреда остается в основном забытым историей, хотя некоторые из них находятся в низовом конце движения. все еще подчеркиваю их критическую роль. Работа Ван Дама в Нидерландах и Саутуэлла в Соединенном Королевстве является частью почти забытой истории наркоторговцев, которые объединялись вместе с активистами-наркоманами для улучшения здоровья и благополучия людей, употребляющих наркотики.

 

Подвал и голландские социальные дилеры

 

В 1996 году, когда городские власти Роттердама боролись с публичным присутствием поставщиков и потребителей наркотиков или с тем, что они называли «неприятностями», городские власти официально поддержали создание комнат для употребления наркотиков (DCR). 

Но некоторые активисты-наркоманы, такие как Лизбет Воллеманс, скептически отнеслись к этим недавно открытым программам. «Это связано только с регулированием и мониторингом пользователей», — сказала она журналистам в 1999 году. В конце концов, в то время как политики и полиция годами обсуждали DCR, в конце 1990-х она создала сеть частных общественных мест, где можно было купить курительный кокаин и героин хорошего качества. была продана, и поставщики заботились о покупателях, пока они потребляли свои покупки. Она назвала его «Подвал».

«Официальный [DCR] был действительно чистым. Это было только [для] использования, а не для сидения и охлаждения», — сказал Воллеманс. Говорящие наркотики. Напротив: «Подвал был более уютным. Мы сделали его очень красивым, как гостиную. Там было два пространства, гостиная и где люди использовали. Это было похоже на кафе, все разговаривали и употребляли». Они даже играли в бинго, а победитель получал бесплатный грамм кокаина.

Воллеманс основал первый подвал вместе с поставщиком по имени Кира. «Я была хозяйкой дома, а он — начальником отдела наркотиков», — сказала она. На деньги преподобного Ганса Виссера из церкви Святого Павла, прогрессивной церкви, которая разрешается продажи и употребления наркотиков в своих помещениях в 80-х и начале 90-х годов, Vollemans арендовала подвал офисного здания для первого места, сказав владельцу, что это помещение предназначено для безработных, а не для людей, употребляющих наркотики. «Наркопотребители и люди, идущие в офис, проходили через один и тот же вход», — усмехнулась она.

По словам Воллеманса, было около пяти подвалов, два из которых располагались в районе Ньюве-Вестен, а по одному — в Ауде-Вестен, Спангене и Центруме. Подвалы были открыты ежедневно по установленному графику, один из которых работал в ночное время, и в дополнение к покупкам лекарств клиентам предоставлялись предметы потребления. 

Подвал Spangen был разделен на комнаты для общения, покупки наркотиков и их употребления. исследование, проведенное в 1998 г. исследователями, проводящими полевые исследования в подвалах. Клиенты входили через входную дверь на уровне земли в комнату с обеденным столом, кофе и соком, диваном и стульями, а также телевизором. В задней комнате продажи проводились в баре, украшенном рождественскими огнями. Внизу покупатели могли курить свои покупки на диване или столах со стульями. Похожая была установка Basement Centrum.

«Это была не просто продажа наркотиков; они внимательно следят за всеми», — сказал Тео Ван Дам, которому нравилось часто бывать в подвале, отметив, что они приложили усилия, чтобы сделать его безопасным местом для женщин. По словам Ван Дама, операторы цокольного этажа помогали посетителям не терять счет времени и не пропускать встречи— «Если кому-то нужно было пойти к дантисту, они записывали это—и давали им что-нибудь поесть——» Там был кто-то, кто готовил здоровую пищу, чтобы люди могли перекусить, посидеть и покурить или уколоться, что им нравится». 

Воллеманс отметил ключевую роль подачи еды. «Продавец готовил каждый день», — сказала она, упомянув такие блюда, как курица с рисом по-суринамски. (Кира была родом из Суринама, бывшей голландской колонии.) «Это было важно. Люди не так много едят, когда употребляют наркотики».

 

Подвал работал в то время, когда обязательства поставщиков пересматривались активистами. 

 

Подвал работал в то время, когда обязательства поставщиков пересматривались активистами. Некоторые поставщики, LSD и Роттердамский союз наркоманов, одна из первых организаций-активистов наркопотребителей, разработали Роттердамскую хартию социальных дилеров, список принципов, согласно которым поставщики должны привлекать своих клиентов.

По словам Ван Дама, Хартия включает в себя следующие принципы:

  1. Отказ от продажи молодежи; 
  2. Ограничение долгов за лекарства до 100,00 евро; 
  3. Обеспечение стабильного качества; 
  4. Обеспечение стабильного количества; 
  5. Только продажа наркотиков за деньги, а не краденого имущества или секса;
  6. Стабильное время работы дилингового адреса; 
  7. Запрещение слоняться рядом с дилинговым адресом;
  8. Не прибегать к насилию; 
  9. Обслуживание не более 50 клиентов на одного дилера. 

В дальнейшем Ван Дам разработал их для обучения поставщиков тому, как быть так называемым «социальным дилером» или тем, кто относится к своим клиентам с уважением и достоинством.

Принципы социального дилера Ван Дама включают:

  1. Разрешение клиентам использовать купленные наркотики по торговому адресу;
  2. Обмен использованных шприцев на новые;
  3. Продажа стабильно качественного продукта;
  4. Нормирование стоимости одной линии 8 евро; 
  5. Не устанавливать минимальные объемы закупок; 
  6. Продажа не только кокаиновой основы; 
  7. Ведение бизнеса не более 12 часов в день, чтобы уменьшить проблемы с соседями;
  8. Содержание привратников по адресам домов для обеспечения их безопасности;
  9. Обслуживание не более 65 клиентов в день; 
  10. Не продавать молодежи; 
  11. Только продажа наркотиков за деньги, а не секс или краденое имущество.

Даан Ван Дер Гоуве, бывший член ЛСД, самопровозглашенный «правой рукой» Ван Дама, а ныне исследователь наркотиков в Институте Тримбоса, участвовал в разработке принципов. Он сказал Говорящие наркотики что он «никогда не получил более высокого уровня», что означает, что он не был реализован с поставщиками в той мере, в какой надеялись его авторы. Однако Воллеманс говорит, что концепция «социального дилера» использовалась в The Basement. «Дилеры в подвалах были светскими людьми. Они заботятся о еде в доме и о том, чтобы в доме была приятная обстановка», — сказала она. Дилеры «заботятся о людях».

Главной особенностью The Basement была его «расслабленная атмосфера», как описал ее Ван Дам. В Basement Centrum исследователи, проводившие полевые исследования в декабре 1997 года, были удивлены, обнаружив, что курительная комната была переполнена, но при этом не была «шумной и хаотичной», как адреса других домов, с которыми они были знакомы. «Все десять мест заняты», — написал один исследователь в полевой заметке, согласно переводу, но «голоса покупателей были настолько приглушены, что мы не слышали их из торгового зала». Исследователь добавляет: «Здесь покой спускается на мои плечи».

Персонал ценил создание тихого и спокойного пространства как внутри, так и снаружи, нанимая швейцара, чтобы управлять потоком клиентов и препятствовать тому, чтобы они слонялись снаружи. Расслабляющая обстановка, как наблюдается исследователем Жаном-Полем Грундом, у уличных потребителей наркотиков, привыкших к хаосу употребления в общественных местах, была возможность насладиться «вспышкой» или немедленным эйфорическим приливом курительного кокаина.

 

Усилия по поддержанию спокойного места также были необходимостью, если The Basement не хотела быть закрытой полицией. 

 

Усилия по поддержанию спокойного места также были необходимостью, если The Basement не хотела быть закрытой полицией. В 1995 году, незадолго до того, как появились авторизованные DCR, полиция Роттердама расправилась с «адресами, занимающимися продажей жилья», которые считались неприятными, проводя массовые аресты. Несмотря на усиление правоохранительных мер против некоторых частных дилеров, другим адресам было разрешено продолжать свою деятельность. при условии, что они не создавали так называемых «неприятных» проблем для своих соседей. «Домашние адреса, по которым продаются и употребляются эти наркотики, часто не учитываются, если нет торговли украденными товарами, продажи в больших количествах или слишком много клиентов и, в связи с этим, прежде всего, никаких неприемлемых неудобств для окружающих жителей», — писал Жан-Поль Грунд. in «Употребление наркотиков как социальный ритуал». Так было и с «Подвалом».

По словам Ван Дама, некоторые участники The Basement даже стремились превратить его в легальный бизнес, что-то вроде амстердамских кофеен с каннабисом. «У нас была мысль: может быть, мы можем сделать что-то подобное для торговцев тяжелыми наркотиками. Но официально легализовать это не удалось», — сказал он. «Было очень жаль».

В середине 2000-х подвалы закрылись. Они не вернулись в другой форме, потому что в этом больше нет необходимости и это было бы политически невозможно, считает Даан Ван Дер Гоуве, бывший член ЛСД, называющий себя «правой рукой» Ван Дама, а ныне исследователь наркотиков. в институте Тримбос. 

«Политический климат изменился. Употребление наркотиков не так терпимо, как тогда. С точки зрения пользователя, как только все эти объекты были созданы — комнаты для употребления наркотиков, лечение с помощью героина, общежития — потребители не чувствовали необходимости организовываться», — сказал Ван Дер Гоуве. Говорящие наркотики. Воллеманс соглашается.

Несмотря на его окончательное закрытие примерно через девять лет, по оценке Воллеманса, Ван Дам по-прежнему считает, что это была многообещающая модель. «Мне нравилось оставаться там, — сказал он. «Это был действительно большой успех».

 

Crack Squad и хартия «Защищать и обслуживать»

 

До появления онлайн-рынков наркотиков — или даже просто сотовых телефонов — пейджеры и телефоны-автоматы были средствами связи между людьми, употребляющими наркотики, и их поставщиками. С этим пришли юридические риски и вред.

Потребители кокаина в Восточном Лондоне в конце 1990-х и начале 2000-х были слишком хорошо знакомы с этим. Их поставщики, по словам активиста-наркомана Мэта Саутуэлла, заставляли их ждать непредсказуемо долгое время у телефона-автомата, с которого они делали заказ и который, как правило, находился под наблюдением правоохранительных органов, что делало их уязвимыми для ареста. Такое поведение соответствовало более широкому убеждению продавцов крэка, которые, как правило, сами не были потребителями, а были ориентированными на прибыль бизнесменами, что потребители — «лохи и люди, которых можно обокрасть», — вспоминал Саутвелл.

Несправедливое обращение с потребителями со стороны их поставщиков отчасти привело к тому, что Саутвелл и другие члены общественной группы «Уважайте права потребителей наркотиков» форма Crack Squad примерно в 2002 году. Названный как пародия на подразделение столичного полицейского управления, занимающееся охраной таких людей, как они сами, он создал Хартию «Защищать и обслуживать» - ее название представляет собой сочетание местного сленга для обращения (обслуживать) и Мантра правоохранительных органов - установить ожидания относительно того, как поставщики должны обращаться с клиентами, аналогично Роттердамской хартии социальных дилеров. В частности, он устанавливает стандарты качества, ожидаемого веса различных продуктов и требуемого времени отклика. 

Устав Crack Squad имел две различные функции. С одной стороны, это должно было стимулировать поставщиков, уже предоставляющих качественные продукты и услуги, продолжать это делать. «Давайте подтолкнем людей к людям, продающим хороший продукт, и постараемся не покупать у людей, которые продают плохой продукт или людей, которые плохо к вам относятся», — сказал Саутвелл. «Вы бы попытались использовать свою потребительскую власть, чтобы усилить команды, которые лучше работали. Таков был план».

 

«Мы давали людям четкий сигнал: мы наркопотребители, наделенные полномочиями, которые знают свои права». 

 

С другой стороны, Хартия служит для предупреждения неуважительных поставщиков. Члены Crack Squad хитро оставляли распечатанные хартии на заднем сидении автомобилей поставщиков, чтобы анонимно указать на ожидания клиентов. «Мы давали людям четкий сигнал: мы наркопотребители, наделенные полномочиями, которые знают свои права».

О Хартии стало известно, и группа поставщиков в Брайтоне запросила копии для собственного использования. Группа считала, что они уже соответствуют стандартам, и хотела продемонстрировать своим клиентам, что они имеют право на уважение, качественные лекарства и справедливые цены, и что эти поставщики действительно обеспечивают «лечение высшего качества», сказал Саутвелл.

У Crack Squad есть чему поучиться. Во-первых, некоторые участники рынка отнеслись к их усилиям враждебно. В одном случае поставщик пытался устроить облаву на наркотики для Southwell. В других случаях этот человек требовал, чтобы его бегуны, которые также были связаны с Crack Squad, выбрали верность между ним и группой. 

Кроме того, сами рынки наркотиков нестабильны из-за запрета, и это сопряжено со своими проблемами. «Влиять на очень рассредоточенные наркосцены было довольно сложно. Кроме того, сцены с наркотиками постоянно меняются. Вы можете собрать одну команду, а потом их арестует полиция, и они уедут на два года. А затем кто-то более жестокий — требуется много работы, чтобы выдержать это». 

Слова предостережения — это еще не все, что может предложить история Crack Squad. Это также может дать представление о текущих перемещениях потребителей наркотиков.

По словам самого Саутуэлла, Crack Squad представляет собой провокацию для активистов: «Как бы выглядела хартия защиты прав потребителей в регулируемой, декриминализированной среде?»

 

* Сесси Кувабара Бланчард — независимый журналист о наркотиках и трансгендерный критик. Ранее она была штатным автором в ФИЛЬТР, интернет-издание, посвященное снижению вреда и наркополитике. Подпишитесь на нее в Твиттере, @SessiBlanchard. 

предыдущий пост
Крестовый поход кабинета министров Болсонару против каннабиса является расистским и классовым
Следующий пост
Чему я научился после своей первой инъекционной инфекции

Дополнительный контент

Шанс вернуться к жизни: взгляды на реабилитацию и восстановление в Великобритании

.
В Великобритании сокращение на 162 миллиона фунтов стерлингов на лечение наркоманов и алкоголиков за последние три года привело ко многим…

The Forgotten History of European Drug-Dealer Activism

Injecting Equipment. Source: Nigel Brundson

In a small Dutch city outside of The Netherlands, drug user activists from around the world gathered in 1999 for the fourth annual International Drug Users Day (IDUD) conference. 

As Mat Southwell, a British activist, delivered a presentation, he could “hardly see the audience” he told Talking Drugs, “because everybody was chasing,” or smoking drugs off of foil. The event was like no conference he had ever attended. “There was so much smoke coming up from the audience. You could hardly hear people speak over the rustle of silver foil.”

One of the things that made the event particularly special for Southwell was the involvement of people who supplied drugs, something that he himself would soon be working on back in the United Kingdom. A group of Dutch suppliers called the Hard Drug Dealers Union sponsored the event run by the Dutch National Interest Group of Drug Users (LSD). 

In practice, the sponsorship meant the suppliers sold well-priced and good-quality cocaine and heroin to attendees, while covering the costs of the supplies needed to consume them. “The suppliers had bread crates of heroin and crack. Layers of bread crates,” said Southwell. “I’ve never seen so much drugs in one place.” They even provided free cocaine and heroin for a “training on how to smoke your dope instead of fixing,” or injecting, said activist Theo Van Dam, founder of LSD. Outside of IDUD, the Union would provide daily customers free drugs on Sunday. 

This drug-supplier organising didn’t last forever. By 2003, Dutch politics drifted rightward, and the final IDUD conference was held in Denmark that year. The suppliers were not able to come. In the years that followed, Van Dam lost contact with those involved with the Hard Drug Dealers Union.

Today, the contributions of drug suppliers towards harm reduction efforts remain mostly neglected by history, although some within the grassroots end of the movement still emphasise their critical role. The work of Van Dam in The Netherlands and Southwell in the United Kingdom is part of a mostly-forgotten history of drug dealers organising themselves and alongside drug-user activists to advance the health and wellbeing of people who use drugs.

 

The Basement and Dutch Social Dealers

 

In 1996, as the City of Rotterdam was cracking down on the public presence of drug suppliers and consumers, or what they called “nuisances,” the City officially supported the establishment of drug consumption rooms (DCR). 

But some drug-user activists, like Liesbeth Vollemans, were skeptical of these newly above-ground programs. “It is only concerned with regulating and monitoring users,” she told journalists in 1999. Afterall, while politicians and police were debating DCRs for years, she had started in the late 1990s a network of private community spaces where good quality smokeable cocaine and heroin was sold and suppliers looked after customers as they consumed their purchases.  She called it The Basement.

“The official [DCR] was really clean. It was only [for] using, not sitting and chilling,” Vollemans told Talking Drugs. In contrast: “The Basement was more cozy. We made it very nice, like a living room. There were two spaces, the living room and where people were using. It was like a cafe, everyone talking and using.” They’d even play bingo, and the winner would receive a free gram of cocaine.

Vollemans founded the first Basement with a supplier named Kira. “I was the boss of the house, and he was the boss of the drugs,” she said. With money from Reverend Hans Visser of St. Paul’s Church, a progressive church that permitted the sale and consumption of drugs on its premises in the ‘80s and early ‘90s, Vollemans rented an office building basement for the first location, telling the owner that the space was for people without work, not people who use drugs. “The drug users and people going to the office were going through the same entrance,” she chuckled.

There were about five Basements, Vollemans said, two located in the Nieuwe Westen neighborhood, and one in Oude Westen, Spangen, and Centrum. Basements were open daily for a set schedule, with one operating during the nighttime, and provided customers with consumption supplies in addition to their drug purchases. 

Basement Spangen was divided into rooms for socializing, purchasing drugs, and consuming them, according to a 1998 study by researchers conducting fieldwork at the Basements. Customers entered through a ground-level front door into a room with a dining room table, coffee and juice, a sofa and chairs, as well as a television. In a rear room, the sales were conducted at a bar decorated with Christmas lights. Downstairs, customers could smoke their purchases on a couch or tables with chairs. Similar was the set-up of Basement Centrum.

“It wasn’t just selling drugs; they keep a good eye on everyone,” said Theo Van Dam, who enjoyed frequenting the Basement, noting that they made efforts to make it a safe space for women. According to Van Dam, Basement operators would help attendees avoid losing track of time and missing appointments–– “If somebody had to go to the dentist, they’d write it down––as well as provide them with something to eat––“There was somebody there who’d prepare healthy food, so people could eat over and sit around and smoke or inject, whatever they like.” 

Vollemans noted the key role of serving food. “The dealer was cooking every day,” she said, citing dishes like chicken with rice, Surinamese style. (Kira was from Suriname, a former Dutch colony.) “That was important. People don’t eat so much when they’re using drugs.”

 

The Basement operated during a time when the obligations of suppliers were being reconsidered by activists. 

 

The Basement operated during a time when the obligations of suppliers were being reconsidered by activists. Some suppliers, LSD, and the Rotterdam Junkie Union, one of the first drug user activist organizations, had developed the Rotterdam Social Dealer Charter, a list of principles for how suppliers ought to engage their customers.

According to Van Dam, the Charter includes the following principles:

  1. Declining to sell to youth; 
  2. Limiting drug debts to €100,00; 
  3. Ensuring stable quality; 
  4. Ensuring stable quantity; 
  5. Only selling drugs for money, and not stolen property or sex;
  6. Stable opening hours of the dealing address; 
  7. Prohibiting loitering near the dealing address;
  8. Not engaging in violence; 
  9. Serving a maximum of 50 clients per dealer. 

Van Dam further developed these into a training for suppliers on how to be a so-called “social dealer,” or one who treats their customers with respect and dignity.

Van Dam’s social dealer principles include:

  1. Permitting customers to use purchased drugs at the dealing address;
  2. Exchanging used syringes for new ones;
  3. Selling stable-quality product;
  4. Standardizing the cost of one line to be 8 euro; 
  5. Not imposing minimum purchase quantities; 
  6. Selling more than just cocaine base; 
  7. Conducting business for at most 12 hours per day, in order to reduce problems with neighbors;
  8. Maintaining gatekeepers at house addresses to keep it safe;
  9. Serving a maximum of 65 clients per day; 
  10. Not selling to youth; 
  11. Only selling drugs for money, not sex or stolen property.

Daan Van Der Gouwe, a former LSD member, Van Dam’s self-described “right-hand man” and now a drugs researcher at the Trimbos Institute, participated in drafting the principles. He told Talking Drugs that it “never got a higher level,” meaning it was not implemented with suppliers to the extent its authors would’ve hoped. Vollemans says, though, the concepts of the “social dealer” were in use at The Basement. “The dealers in the basements were social. They care about food in the house, and that it was a nice environment,” she said. The dealers “care about people.”

A core feature of The Basement was its “relaxed atmosphere,” as Van Dam described it. At Basement Centrum, researchers conducting fieldwork in December 1997 were surprised to find the smoking room was full, yet they were not “noisy and chaotic” like other house addresses with which they were familiar. “All ten seats are occupied,” one researcher wrote in a fieldnote, according to a translation, but “customers' voices were so muffled that we had not heard them from the sales area.” The researcher adds:  “Here peace descends on my shoulders.”

Staff valued cultivating a quiet and calm space both inside and outside, employing a doorman to manage the flow of customers and discourage loitering out front. The relaxing environment, as observed by researcher Jean-Paul Grund, was an opportunity rarely found by street-based drug consumers, accustomed to the chaos of using in public, to enjoy “the flash,” or immediate euphoric rush, of smokeable cocaine.

 

The effort to keep a tranquil space was also a necessity, if The Basement didn’t want to be shut down by the police. 

 

The effort to keep a tranquil space was also a necessity, if The Basement didn’t want to be shut down by the police. In 1995, just before authorised DCRs popped up, Rotterdam police cracked down on "house dealing addresses” considered to be nuisances, executing mass arrests. Despite increased law enforcement actions against some privately-operating dealers, other addresses were permitted to continue their operation on the condition that they didn’t pose so-called “nuisance” issues for their neighborhoods. “House addresses where these drugs are sold and used are often condoned as long as there is no trafficking in stolen goods, no sales of large quantities or too many customers and, related to that, above all, no unacceptable nuisance for the surrounding residents,” wrote Jean-Paul Grund in “Drug Use as a Social Ritual.” Such was the case for The Basement.

Some involved with The Basement even aspired to convert it into a legal business, something like the cannabis coffee shops of Amsterdam, according to Van Dam. “We had a thought: maybe we can make a kind of similar thing for hard drug dealers. But we couldn’t get it officially legalised,” he said. “It was really a pity.”

In the mid-2000s, the Basements closed down. They haven’t returned in a different form because there is no longer a need nor would it be politically possible, believes Daan Van Der Gouwe, a former LSD member self-described as Van Dam’s “right-hand man” and now a drugs researcher at the Trimbos Institute. 

“The political climate has changed. Drug use is not so much tolerated as it was back then. From a user point of view, once all these facilities were established––drug consumption rooms, heroin-assisted treatment, hostels––users didn’t feel the need to organise,” Van Der Gouwe told Talking Drugs. Vollemans agrees.

Despite its eventual closure after about nine years, as Vollemans estimated, Van Dam still believes it was a promising model. “I enjoyed to stay there,” he said.  “It was really a big success.”

 

Crack Squad and the “Protect and Serve Up” Charter

 

Before online drug marketplaces––or even just cell phones––pagers and public telephones were the means of communication between people who use drugs and their suppliers. With that came legal risks and harms.

Crack cocaine consumers in East London in the late 1990s and early 2000s were all too familiar with this. Their suppliers, according to drug-user activist Mat Southwell, would make them wait for unpredictably long periods of time at the public telephone from which they had ordered, and which tended to be surveilled by law enforcement, leaving them vulnerable to arrest. That behavior was in line with the broader belief among crack sellers, who tended to not be users themselves but were instead profit-driven businessmen, that consumers were “suckers and people you could rip off,” Southwell recounted.

The unjust treatment of consumers by their suppliers, in part, led Southwell and others affiliated with Respect Drug Users Rights, a grassroots group, to form the Crack Squad around 2002. Named as a parody of the Metropolitan Police Department’s unit dedicated to policing people like themselves, it created a “Protect and Serve Up” Charter––its name a combination of local slang for dealing (serve up) and the law enforcement mantra––to establish expectations for how suppliers ought to treat customers, similar to the Rotterdam Social Dealer Charter. In particular, it set standards regarding quality, the expected weight of different products, and required response times. 

The Crack Squad’s Charter had two distinct functions. On one hand, it was to incentivise suppliers already providing quality product and services to keep doing so. “Let’s push people towards the people selling good product, and try not to buy from the people who are selling poor product or people who treat you badly,” said Southwell. “You’d try to use your consumer power to reinforce the teams who were doing better work. That was the plan.”

 

“We were giving people a clear message: we were empowered drug users who knew our rights.” 

 

On the other hand, the Charter served to put disrespectful suppliers on notice. Members of the Crack Squad would slyly leave printed Charters in the back of suppliers’ cars to anonymously indicate customers’ expectations. “We were giving people a clear message: we were empowered drug users who knew our rights.”

Word got out about the Charter, and a group of suppliers in Brighton requested copies for their own use. The group believed they were already meeting the standards, and wanted to demonstrate to their customers that they were entitled to respect, good quality drugs, and fair prices, and that those suppliers were indeed providing “top quality treatment,” Southwell said.

There are lessons to be learned from the Crack Squad. For one, some in the market were hostile to their efforts. In one instance, a supplier tried to set up a drug bust for Southwell. On other occasions, that individual demanded his runners, who were also involved with the Crack Squad, to choose allegiance between him and the group. 

Additionally, drug markets themselves are unstable, by virtue of prohibition, and that came with its own challenges. “Influencing very dispersed drug scenes was quite difficult. Also, Drug scenes change all the time. You can get one team going, and then the police bust them and they go away for two years. And then somebody more violent––it takes a lot of work to sustain this.” 

Words of caution are not all that the story of the Crack Squad have to offer. It also can give insights to current drug user movements.

In Southwell’s own words, the Crack Squad poses a provocation to activists: “What would a consumer charter look like in a regulated, decriminalised environment?”

 

*Sessi Kuwabara Blanchard is an independent drug journalist and transgender critic. Previously, she was the original staff writer at Filter, an online publication dedicated to covering harm reduction and drug policy. Follow her on Twitter, @SessiBlanchard.