1. Home
  2. Articles
  3. ЕС принял прогрессивный План действий в области наркотиков до 2020 года

ЕС принял прогрессивный План действий в области наркотиков до 2020 года

Европейская комиссия 5-го июля 2017 года опубликовала новый План действий (ПД) в области наркотиков на 2017-2020 гг. Общественные активисты назвали принятый ПД большим достижением благодаря его прогрессивному содержанию и активному участию гражданского общества в его подготовке, – сообщает портал Drug Reporter.

В ЕС около 88 миллионов жителей имеют опыт употребления нелегальных наркотиков. По оценочным данным, граждане ЕС тратят в год около 24 миллиарда евро на нелегальные психоактивные вещества, что делает этот рынок одним из наиболее активно развивающихся черных рынков в мире.  Согласно данным Европола, почти треть всех организованных преступных групп действующих в ЕС заняты в сфере контрабанды, изготовления и распространения наркотиков.

Несмотря на то, что ранее принятие стратегий и планов действий ЕС в области наркотиков активно освещалось в средствах массовой информации, то сейчас, спустя два года после большого миграционного кризиса и через год после голосования за Brexit, почти никто не заметил принятия нового Плана действий ЕС по наркотикам. Все было сделано без какой-либо пресс-конференции или пресс-релиза. “Похоже, что политика в отношении наркотиков в наши дни не является приоритетом для лиц, принимающих решения, поскольку есть и другие темы, занимающие общественное внимание”, – считает Петер Шароши, главный редактор проекта Drug Reporter.

По мнению Шароши, принятый ПД –  один из самых прогрессивных документов о политике в отношении наркотиков, который когда-либо принимал ЕС. Именно сейчас, когда европейские рынки наркотиков претерпевают серьезные изменения, с появлением новых лекарств и новыми рисками, которые требуют новых ответов и вмешательств. Трехлетний План Действий ЕС в области наркотиков воплощает цели семилетней Стратегии ЕС по наркотикам (2013-20) в конкретные действия с четкими обязанностями и показателями эффективности. Это второй план действий, касающийся текущей стратегии в отношении наркотиков.  

Предыдущий План действий (2013-16),  был оценен внешними аудиторами, RAND и EY в 2016 году. В оценочном докладе, который также включал точки зрения представителей гражданского общества, были отмечены некоторые очень значительные недостатки политики в отношении наркотиков в ЕС. В нем было отмечено, что среди пяти столпов стратегии ЕС по наркотикам борьба со спросом на наркотики и доступность программ снижения вреда значительно отстают в плане прогресса, достигнутого в период реализации предыдущего Плана действий. Опрошенные аудиторами представители гражданского общества сообщили о сокращении масштабов и самих программ по снижению вреда, повышении уровня инфицирования гепатитом С и ВИЧ и высоких показателях смертности от передозировки среди потребителей инъекционных наркотиков в некоторых странах ЕС. Снижение вреда следует расширять за пределы группы потребителей инъекционных наркотиков, включая проверку наркотиков и другие инициативы по обеспечению безопасности употребления “клубных” наркотиков. В докладе также подчеркивается, что дискуссия о новой политике по отношению к каннабису как внутри, так и за пределами Европейского Союза практически отсутствует.

Новый план действий был подготовлен с участием группы экспертов Комиссии и Форума гражданского общества по наркотикам. Эта группа из более чем 40 неправительственных общественных организаций представляет различные области и идеологические подходы в наркополитике.

 

Краткое описание основных моментов Европейского Плана действий в области наркотиков на 2017-2020 гг в тех сферах, где гражданское общество может оказывать значительное влияние:

1. Программы снижения вреда

В отличие от предыдущей версии, в новом ПД большое внимание уделяется расширению доступа к программам снижения вреда, и не только к основным программам (таким как заместительная терапия и бесплатная раздача игл и шприцев), но и к новым внедрениям, таким как распределение налоксона, комнатам для безопасного употребления наркотиков и проверке наркотических средств. Впервые ЕС официально признал эти инновационные программы. Эти показатели часто были расплывчатыми в предыдущих документах, но сейчас стали более четкими, например, путем принятия показателей из технических руководящих принципов ВОЗ, рекомендующих распределять по меньшей мере 200 стерильных игл на каждого потребителя инъекционных наркотиков в год. Эти показатели делают правительства более подотчетными.

2. Гендерные, возрастные и прочие факторы

Отсутствие гендерно-чувствительных и возрастных программ является огромным препятствием для доступа к любым видам лечения и программам снижения вреда в ЕС. Во многих западноевропейских государствах, все более стареющая группа наркопотребителей нуждается в иных видах социальной и медицинской поддержки, чем молодежь. То же самое относится и к подросткам. Конкретные услуги для женщин и представителей ЛГБТИК сообщества в равной степени отсутствуют во многих европейских государствах. Заключенные и люди без определенного места жительства часто не имеют доступа даже к базовым услугам. В новом ПД эта проблема решается, но лишь частично.

3. Права человека

Интеграция международных стандартов в области прав человека в политику в отношении наркотиков уже давно является одним из ключевых требований гражданского общества. Прошлогодний доклад ООН о влиянии политики в отношении наркотиков на права человека был большим успехом пропагандирования гражданского общества. Теперь эти же требования были удовлетворены и в новом Плане Действий ЕС в области наркотиков, который нацелен на создание и внедрение специально разработанных руководств по правам человека и инструментов оценки воздействия для принятия более эффективной политики в отношении наркотиков на уровне государств. Это дает гражданскому обществу возможности для решения проблем, связанных с репрессиями со стороны правоохранительных органов, плохо финансируемыми программами по снижению вреда и нарушением прав людей, употребляющих наркотики.

4. Участие гражданского общества

Одним из требований нового Плана Действий ЕС в области наркотиков является не только участие Форума гражданского общества по наркотикам в разработке, осуществлении, мониторинге и оценке политики в отношении наркотиков на европейском уровне, но также участия гражданского общества в выработке политики на национальном уровне. Кроме того, гражданское общество должно участвовать в подготовке предстоящего совещания высокого уровня ООН по наркотикам, которое состоится в Вене в 2019 году.

5.  Альтернативы принудительным санкциям

ПД в области наркотиков требует от государств-членов применять альтернативные меры наказания. Согласно рекомендациям Форума гражданского общества по наркотикам, такие меры должны включать, в случае необходимости, подход Реабилитационного Правосудия, цель которого – в сокращении повторного совершения преступления. Более того, альтернативу тюремному сроку следует правильно оценивать, чтобы избежать эффекта «расширяющейся сети», то есть наказания большего количества действий и людей употреблящих наркотики, чем раньше. Назначение тюремного заключения должно также быть гендерно чувствительным и применяться только в крайней необходимости, а не в случаях употребления или хранения наркотиков.

На самом деле, существует проблема отсутствия политических обязательств и адекватного финансирования реализации нового Европейского Плана Действий в области наркотиков. Основным его недостатком является то, что сама Комиссия не имеет значительного бюджета в области политики в отношении наркотиков, поэтому государства-члены ЕС должны предоставлять финансирование для большинства программ самостоятельно. Многие восточно-европейские государства не намерены продолжать финансирование существующих услуг – там наблюдается тенденция к свертыванию или закрытию подобных программ.

Previous Post
North Korea “Increasing Crystal Meth Production” Due to Economic Sanctions
Next Post
“Draconian”, “Unjust” Punishments Continue Under Malta’s “Treatment Not Imprisonment” Drug Law

Related content