1. Главная
  2. Статьи
  3. Прослеживая историю галлюциногенов в Китае

Прослеживая историю галлюциногенов в Китае

Профессор Фань Пен Ли Чен, адъюнкт-профессор китаеведения и заведующий кафедрой восточноазиатских исследований Государственного университета Нью-Йорка (SUNY-Олбани) любезно резюмировала свое фантастическое исследование истории использования галлюциногенов в Китае от ее гайд: «Использование галлюциногенов в Китае», опубликованное в Sino-Platonic Papers в 2021 году. Эта статья раскрывает существующие доказательства китайской шаманской деятельности, переводя их на английский язык для более широкой аудитории.

Профессор Чен сказал следующее о происхождении этого исследования:

Для меня это что-то вроде побочного проекта. Я был удивлен, когда ко мне подошел основатель компании по открытию новых нейрофармакологических препаратов, которая работает над извлечением психоактивных соединений из растений, плохо изученных на Западе. Основатель часами читал цитаты, на которые я ссылался, и интересовался моими теориями о причине исторического исключения Китая из этнофармакологии психоактивных соединений. Я мог только представить, что нехватка исследований по этой теме на английском языке могла быть фактором. Мысль о том, что моя газета может принести пользу человечеству совершенно иначе, чем другие мои проекты (китайский театр теней, театр струнных кукол, народная религия, женщины-воины….), очень приятна.

TalkingDrugs сделал все возможное, чтобы сослаться на оригинальные тексты с версиями в открытом доступе, чтобы читатели могли глубже изучить первоисточники.

 


 

На карте мира, иллюстрирующей местное использование восемнадцати категорий основных галлюциногенов в Ричард Эванс Шультс и др. Растения богов: их священная, целительная и галлюциногенная сила, Китай бросается в глаза. Хотя некоторые китайские галлюциногены (например, фангкуй, Шангла и Юнши) включены в сложные таблицы Шульта по галлюциногенам, их присутствие там основано исключительно на Хуэй-Лин Ли«Галлюциногенные растения в китайских травах». Это исследование пытается заполнить этот пробел, представляя литературу, относящуюся к этой теме, в ранних китайских литературных и даосских текстах, фармакопеях, энциклопедиях и исследованиях галлюциногенов, используемых некоторыми китайскими этническими меньшинствами.

шаманы, т. wu, когда-то были высокопоставленными духовными экспертами и целителями в древнем Китае. Однако к периодам Весны и Осени и Воюющих царств (771-221 гг. до н.э.) их статус начал снижаться, пока они не были официально запрещены имперским правительством в 1024 г. н.э. во времена династии Сун. Wu- шаманизм выживает в народных религиозных сектах, принимая другие имена и объединяя даосских и буддийских божеств. Хотя шаманы были активны во времена династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), о чем свидетельствуют шелковые тексты и бамбуковые пластины, обнаруженные в гробницах, официальные лица и литераторы не зафиксировали никаких галлюциногенов, которые они использовали. Но мы можем раскрыть использование галлюциногенов шаманами и шаманками из древних литературных источников.

Три доханьских литературных произведения, изучаемых в этой статье, Путеводители по горам и морям (ака Классика гор и морей), «Рапсодия на Гаотан» и Песни Чу (ака Песни Юга). Guideways представляет собой энциклопедический справочник по географии и космографии, составленный с четвертого по первый век до н. э. Возможно, написанный шаманами, мир Guideways населен не только легендарными доисторическими персонажами, но и множеством получеловеческих существ. Семнадцать имен, связанных с шаманами, также упоминаются в Guideways. Есть даже штат, названный в честь шамана (возможно, возглавляемый шаманом?), и шаманская гора (она же Ведьмина гора), где растут всевозможные лекарственные растения, с которых шаманы «восходят и нисходят с небес». Оба Guideways и предисловие к «Рапсодии на Гаотан», кажется, относится к той же жрице-шаманке, дочери Теарха (легендарного божества-короля), которая якобы после смерти превратилась либо в психоделический гриб, либо в повилику (галлюциногенное растение). Королю, который, возможно, проглотил галлюциноген, приснилась эротическая встреча во сне с «богиней», когда он посетил Шаманскую гору.

Песни Чу приписываемый Цюй Юаню (ок. 343–ок. 277 до н. э.), состоит из лирики, отражающей шаманские элементы из штата Чу на юге Китая. Шаманские ритуалы, духовные путешествия и эротизированные встречи с божествами многочисленны. Помимо пернатых людей и колесниц летающих драконов, в песнях упоминаются многочисленные растения, в том числе повилика, духовые грибы и каннабис.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0f/Dragon_gods_-_Project_Gutenberg_eText_15250.jpg

Изображение сяньских верховых драконов. Источник

 

Использование практик даосскими адептами для достижения бессмертия/трансцендентности (чтобы стать Сиань), в частности, началось во времена династии Хань. Скорее всего, они унаследовали знания об использовании галлюциногенов от более ранних шаманских традиций. Изображения даосских трансцендентов (пернатых Сиань летающие в космосе или верхом на мифических зверях в облаках) украшают зеркала, стены гробниц, надвратные башни, найденные рукописи и другие погребальные принадлежности ханьцев. Биографии трансцендентов приписываемый Лю Сяну (77 г. до н.э. - 6 г. н.э.), включает в себя двадцать девять трав, потребляемых трансцендентными, многие из которых (аир; мальва; божественный гриб; красная сердцелистная; аконит фишери; пецеданум декурсивум; софора августифолия; аристолохия рекурвилабра) обладают галлюциногенными свойствами.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/Li_sao_illustr%C3%A9_%28crop%29.png

Две страницы Ли Сао из иллюстрированной копии Чу Ци 1645 года. Источник

 

Шедевр известного оккультного даоса Гэ Хуна (284-364), Мастер, принимающий простоту включает описания нескольких псилоцибиновых/спиритовых грибов (некоторая информация о грибах сохранилась в двух энциклопедиях (Энциклопедия литературных сборников составлено в 624 г. н.э.; Императорские чтения эпохи тайпинов составлено 977-983 гг. н.э.), а не в сохранившейся версии этой работы). Из упомянутых десять позволяют летать на облаках, общаться с небом и встречаться с божествами и духами. Возьмем, к примеру, Гриб Духа Черного Облака:

Он растет среди черных валунов на затененной стороне знаменитых гор. Его шапки черные, сложены в три слоя и покрыты облачным туманом. Его вкус острый и сладкий. Съеденные после сушки в тени, они позволят телу жить тысячу лет, не старея, летать на облаках, общаться с небесами и видеть призраков и духов.

Рецепт достижения трансцендентности Ге Хонга включает жабу, еще один известный галлюциноген. Для лечения падучей ярости, припадков и сумасшествия он прописывает белену (из семейства пасленовых) и кальцинированную жабу. Предписания в пределах досягаемости для использования в чрезвычайных ситуациях. Еще один даосский трактат, Тайшан линбао уфу сюй (вероятно, завершенный около 410 г. н.э.) предписывает использование тыквенного корня для достижения трансцендентности. По словам автора, это галлюциногенное растение всегда выращивали даосские адепты, так как оно позволяло «общаться с богами».

Моя статья также включает в себя десять галлюциногенных растений, отобранных Хуэй-Линь Ли из великого опуса Ли Шичжэня. Компендиум Материа Медика (впервые опубликовано в 1596 г.). В его "Прием наркотиков и бессмертиеАкира Акахори перечисляет тридцать девять распространенных наркотиков, используемых для бессмертия, шесть из которых, вероятно, были галлюциногенными.

Исследование галлюциногенов, используемых шаманами среди северных этнических групп в традиционном Китае, основанное на исторических источниках, также изучало использование десяти психоактивных трав, включая цветок конопли, волчий яд, парящую козу / овцу, викстрацемия хамедафна, аконит фишери, аконит камихаэли.

Хотя шаманоподобные ритуальные мастера основного течения ханьцев больше не используют галлюциногены для входа в транс, а использование галлюциногенных препаратов не является обычным явлением среди шаманов современного северного Китая, Го Шуюнь смог записать «профессиональные секреты». некоторых старых шаманов монгольских орокенов и тунгусских эвенков. Они включают в себя использование альпинистского можжевельника (сабина давурика), рододендрон, аконит ликоктонум, и жаба. Современные шаманы в Тибете и юго-западном Китае также все еще используют копченые сосновые кончики и орехи, каннабис, дурман, плод дерева максун и стимулятор под названием гузибуан чтобы помочь им соединиться с духовным миром.

предыдущий пост
Интерактивная карта: декриминализация наркотиков в разных странах мира
Следующий пост
Язык имеет значение: это кризис "передозировки наркотиков" или "отравления наркотиками"?

Дополнительный контент

Российская народная инициатива против ужесточения законов о наркотиках, статья 228

В России — на душу населения — самое большое количество людей, заключенных в тюрьму за преступления, связанные с наркотиками, в Европе, большинство из которых…

Tracing The History of Hallucinogens in China

Professor Fan Pen Li Chen, Associate Professor of Chinese Studies & Department Chair of East Asian Studies in the State University of New York (SUNY-Albany) kindly summarised her fantastic exploration of the history of hallucinogen use in China from her article: “Hallucinogen Use in China”, published in the Sino-Platonic Papers in 2021. This article unveils existing evidence of Chinese shamanic activity, translating it into English for wider audiences.

Professor Chen had the following to say about the origins of this investigation: 

This is something of a side project for me. I was surprised when I was approached by the founder of an early stage neuropharmacology drug discovery company which is working on extracting psychoactive compounds from plants not well characterized in the West. The founder had spent hours reading through my referenced citations and was interested in my theories about the reason for China’s historical exclusion from the ethnopharmacology of psychoactive compounds. I could only imagine that the dearth of research on the topic in English may have been a factor. The thought that my paper could contribute to humanity in a totally different way from my other projects (Chinese shadow theatre; string-puppet theatre; popular religion; women warriors….) is most gratifying.

TalkingDrugs has done the best possible to reference the original texts with open-access versions for readers to delve deeper into the original sources.

 


 

On a world map that illustrates native use of eighteen categories of major hallucinogens in Richard Evans Schultes et al.’s Plants of the Gods: Their Sacred, Healing, and Hallucinogenic Powers, China is a conspicuous blank. Although a few Chinese hallucinogens (such as fangkui, shangla and yunshi) are included in Schultes’s elaborate tables on hallucinogens, their presence there is based solely on Hui-Lin Li’s “Hallucinogenic Plants in Chinese Herbals”. This study attempts to fill that blank by presenting literature relevant to this topic in early Chinese literary and Daoist texts, pharmacopoeias, encyclopaedias, and studies of hallucinogens used by some Chinese ethnic minorities.

Shamans, the wu, were once exalted spiritual experts and healers in ancient China. By the Spring and Autumn and Warring States periods (during 771-221 B.C.E.) however, their status began to decline until they were officially banned by the imperial government in 1024 C.E. during the Song dynasty. Wu-shamanism survives in vernacular religious sects through assuming other names and by incorporating Daoist and Buddhist deities. Although shamans were active during the Han dynasty (206 B.C.E – 220 C.E.), as evidenced by silk texts and bamboo slips uncovered from tombs, officials and literati did not record any hallucinogens they had used. But we can uncover the use of hallucinogens by shamans and shamankas through ancient literary sources.

The three Pre-Han literary works studied in this article are Guideways Through Mountains and Seas (aka The Classic of Mountains and Seas), “Rhapsody on Gaotang,” and Songs of Chu (aka Songs of the South). Guideways is an encyclopaedic geography and cosmography compiled from the fourth to the first centuries B.C.E. Possibly penned by shamans, the world of Guideways is populated not only by legendary prehistorical characters but also by a host of half-human creatures. Seventeen shaman-related names are also mentioned in Guideways. There is even a state named after a shaman (perhaps headed by the shaman?), and a shaman mountain (aka Witch Mountain) where all manner of drug-yielding plants grow, from which shamans “ascend and descend from heaven.” Both Guideways and the preface to “Rhapsody on Gaotang” seem to refer to the same shaman priestess, the daughter of a Thearch (a legendary deity-king), who supposedly transformed into either a psychedelic mushroom or a dodder (a hallucinogenic plant) after death. A king who may have ingested the hallucinogen had an erotic dream encounter with a “goddess” when he visited Shaman Mountain.

Songs of Chu attributed to Qu Yuan (ca.343-ca.277 B.C.E.) consists of lyrics that reflect shamanistic elements from the State of Chu in southern China. Shamanistic rituals, spirit journeys and eroticised encounters with deities are plentiful. Aside from feathered people and chariots of flying dragons, the songs mention numerous plants including dodder, spirit mushrooms and cannabis.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0f/Dragon_gods_-_Project_Gutenberg_eText_15250.jpg

Image of xian riding dragons. Source

 

The employment of practices by Daoist adepts to attain immortality/transcendence (to become xian) in particular, began during the Han dynasty. They most likely inherited knowledge of the use of hallucinogens from earlier shamanic traditions. Pictures of Daoist transcendents (the feathered xian flying through space or riding mythical beasts through clouds) adorn mirrors, tomb walls, gate towers, recovered manuscripts, and other burial goods of the Han. The Biographies of Transcendents attributed to Liu Xiang (77 B.C.E.-6 C.E.) includes twenty-nine herbs consumed by transcendents, many of which (acorus; malva; divine mushroom; rubia cordifolia; aconitum fischeri; peucedanum decursivum; sophora augustifolia; aristolochia recurvilabra) have hallucinogenic properties.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/Li_sao_illustr%C3%A9_%28crop%29.png

Two pages from Li Sao from a 1645 illustrated copy of Chu Ci. Source

 

The renowned occult Daoist Ge Hong’s (284-364) masterpiece, Master Who Embraces Simplicity includes descriptions of several psilocybin/spirit mushrooms (with some of the information on mushrooms being preserved in two encyclopaedias (Encyclopedia of Literary Collections compiled 624 C.E.; Imperial Readings of the Taiping Era compiled 977-983 C.E.) rather than in the surviving version of this work). Of those mentioned, ten enable one to ride on clouds, communicate with heaven, and meet with deities and spirits. Take, for example, the Black Cloud Spirit Mushroom:

     It grows among black boulders on the shaded side of famous mountains. Its caps are black, stacked in three layers, and covered by cloud-mist. Its taste is acrid and sweet. Consumed after they are dried in the shade, they will enable the body to live for a thousand years without aging, ride on clouds, communicate with heaven, and see ghosts and spirits.

Ge Hong’s recipe for attaining transcendence includes toad, another known hallucinogen. For treating falling frenzy, having seizures, and madness, he prescribes henbane (of the nightshade family) and calcined toad in his Prescriptions Within Arm’s Reach for Use in Emergencies. Another Daoist treatise, Taishang lingbao wufu xu (probably completed around 410 C.E.), prescribes the use of poke root for attaining transcendence. According to the author, this hallucinogenic plant was always grown by Daoist adepts as it allowed one to “communicate with the gods.”

My article also includes the ten hallucinogenic plants culled by Hui-Lin Li from Li Shizhen’s magnum opus, Compendium of Materia Medica (first published in 1596). In his “Drug Taking and Immortality”, Akira Akahori lists thirty-nine common drugs used for immortality, six of which were likely hallucinogenic.              

A study on hallucinogens used by shamans among northern ethnic groups in traditional China based on historical sources also examined the use of ten psychoactive herbs including cannabis flower, wolf’s-bane, goat/sheep hovering, wickstracemia chamaedaphne, aconitum fischeri, aconitum camichaeli.

Although the shaman-like ritual masters of the mainstream Han people no longer use hallucinogens for entering into trance, and the use of hallucinogenic drugs is not  common among shamans of present-day northern China, Guo Shuyun was able to record the “professional secrets” of some old shamans of the Mongolian Oroqen people and the Tungusic Evenk people. They include use of the Mountain Climbing Juniper (sabina davurica), rhododendron, aconitum lycoctonum, and toad. Contemporary shamans in Tibet and southwestern China also still use smoked pine tips and nuts, cannabis, datura, the fruit of a maxun tree and a stimulant called guzibu’an to help them connect to the spirit world.