1. Главная
  2. Статьи
  3. Помимо Дутерте: наследие карательной политики в отношении наркотиков на Филиппинах

Помимо Дутерте: наследие карательной политики в отношении наркотиков на Филиппинах

В наши дни любое упоминание филиппинской войны с наркотиками мгновенно вызывает в памяти фигуру Родриго Дутерте. Это и понятно: под присмотром Дутерте, "десятки тысяч" уже были убиты во имя войны с наркотиками, которая в значительной степени ожесточила жизнь бедняков. В феврале 2021 года филиппинское государство «наконец-то признал вину полиции» в этих убийствах.

Однако отрезвляющая реальность такова, что этот карательный режим существует уже несколько десятилетий. В начале 1970-х покойный диктатор Фердинанд Маркос обосновал свое объявление военного положения тем, что объявление собственной войны с наркотиками, следующие за параллельными токами в Америке Никсона и использование ранее существовавших представлений людей, которые приравнивали употребление наркотиков к преступлению. Последующие филиппинские президенты и политики будут использовать «моральная паника» вокруг наркотиков, чтобы продвигать свою собственную повестку дня, кульминацией которой стало объявление президентом Глорией Макапагал-Арройо еще одной войны с наркотиками в начале 21 века

Одним из непреходящих наследий этих войн с наркотиками является Республиканский закон 9165 или Всеобъемлющий закон об опасных наркотиках 2002 г., подписанный Макапагал-Арройо, и который принимает после RA 6425 или Закон об опасных наркотиках 1972 г. под Маркосом. В своей совокупности RA 9165 рассматривает наркотики как «более серьезное социальное бедствие сегодняшнего дня» и, следовательно, правонарушения, связанные с наркотиками, рассматривает как преступления, заслуживающие сурового наказания. Наказанием за продажу запрещенных наркотиков, например, является лишение свободы на тот же срок, что и за убийство. Такова сила RA 9165, что он фактически служит план войны с наркотиками Дутерте— и основу для актов насилия и культуры безнаказанности, которые процветали при нынешнем правительстве. 

Как будто этой драконовской меры было недостаточно, различные политики также настаивали на более карательных законах. В марте 2021 г. Конгресс Филиппин одобрил законопроект это сделало бы любого, кого обвиняют в импорте наркотиков, финансисте или «защитнике», виновным до тех пор, пока его невиновность не будет доказана: шаг, который противоречит Конституции страны, не говоря уже о самых основных принципах прав человека. Воодушевленные риторикой Дутерте, некоторые государственные деятели в последние годы также предприняли шаги по восстановлению смертной казни в стране — опять же, используя употребление наркотиков, наркопреступников и Маскировка войны с наркотиками как оправдание.

 

Чем можно объяснить эту склонность политиков применять все более жесткие меры наказания к людям, обвиняемым в преступлениях, связанных с наркотиками? 

 

Одна из причин заключается в том, что современные парадигмы продолжают рассматривать наркотики как «исключительное» зло — и поэтому, как уже упоминалось ранее, заслуживающий исключительного наказания. Даже среди слоев общества, которые можно считать так называемыми союзниками людей, употребляющих наркотики, и даже внутри сообщества людей, употребляющих наркотики, эта «исключительность» пронизывает и формирует дискурс.   

Придерживаясь такой «исключительности», политики постоянно используют наркотики в качестве популистских приемов, превращая понятие употребления наркотиков в национальный кризис, когда «добродетельные» члены общества должны быть спасены от «злых» наркоманов — и тем самым оправдывая кровопролитие так называемой войны с наркотиками. В сильно популистской среде быть «жестким по отношению к наркотикам» каким-то образом делает лидера привлекательным. В конце концов, победа Дутерте на общенациональных выборах 2016 года отчасти была вызвана его предвыборным обещанием полностью избавить страну от наркотиков — и, косвенно, от людей, которые их употребляют.в течение трех-шести месяцев после его инаугурации

Несмотря на все более авторитарный климат на Филиппинах, группы гражданского общества сохраняют бдительность, отслеживая карательную политическую программу правительства и предпринимая необходимые немедленные действия. Сегодня, на фоне угрозы того, что вышеупомянутый законопроект станет законом, эти группы готовят документы с изложением позиции и добиваются представительства на обсуждениях в Сенате, надеясь заблокировать его принятие в качестве закона — и продвигать его как документ с изложением позиции, который авторы смогли если читать, то это «национальная система регулирования лекарственных средств, которая способствует справедливости и верховенству закона». При наличии горстки союзников в Конгрессе также были внесены более гуманные альтернативные законопроекты, в том числе по крайней мере два, которые настаивают на подход снижения вреда для наркологических вмешательств.

Такие шаги, однако, вряд ли повлияют на преобладающее общественное мнение о наркотиках и войне с наркотиками: недавние опросы, если им верить, показали, что Дутерте по-прежнему пользуется бешеной популярностью в стране, даже среди бедняков которые вынесли на себе всю тяжесть его политики., Подкрепляемый неумолимой риторикой, которая настаивает на неизбирательная смерть всех, кто связан с наркотиками, жестокий режим Филиппин по отношению к наркотикам так просто не закончится и, вероятно, сохранится даже после того, как срок полномочий Дутерте истечет через год. 

Для того, чтобы любая осмысленная и устойчивая политика в отношении наркотиков укоренилась и добилась успеха в стране, потребуется нечто большее, чем просто противостояние лидеру-убийце сейчас; это также потребует более внимательного, интроспективного изучения социальных установок и устранения предрассудков, которые так долго свободно плодились. 

 

* Гидеон Ласко — старший преподаватель антропологии Филиппинского университета Дилиман и научный сотрудник Центра криминологии Гонконгского университета.

* Винсен Грегори Ю — врач и научный сотрудник Программы исследований развития Университета Атенео де Манила. 

предыдущий пост
Украина: Легальный медицинский каннабис предлагает пациентам только два дорогих препарата
Следующий пост
Число казней за наркотики в мире резко сократилось на фоне COVID. Вероятно, это временно.

Дополнительный контент

Новости Говоря о наркотиках в регионе Восточной Европы и Центральной Азии [Июнь 2020]

1.Общественное движение «Легализация Беларуси» предложение о декриминализации наркотиков всем депутатам Палаты представителей представительной совокупности Республики Беларусь. Также накануне выборов…

Beyond Duterte: A Legacy Of Punitive Drug Policies In The Philippines

 

President Rodrigo Duterte presents a chart illustrating a drug trade network of high level drug syndicates in the Philippines during a press conference, July 7, 2016. Source: Wikipedia

These days, any invocation of the Philippine drug war instantly summons the figure of Rodrigo Duterte to mind. This is only understandable: under Duterte’s watch, “tens of thousands” have already been killed in the name of a war on drugs that has brutalised largely the lives of the poor. In February 2021, the Philippine state “finally admitted police culpability” in these killings.

The sobering reality, however, is that this punitive regime has been around for decades. In the early 1970s, the late dictator Ferdinand Marcos substantiated his declaration of martial law by declaring his own drug war, following parallel currents in Nixon’s America and capitalising on people’s preexisting notions that equated drug use to criminality. Subsequent Philippine presidents and politicians would utilise the ‘moral panic’ around drugs to forward their own agenda, culminating with President Gloria Macapagal-Arroyo’s declaration of yet another drug war at the start of the 21st century

One enduring legacy of these drug wars is Republic Act 9165 or the Comprehensive Dangerous Drugs Act of 2002, signed into law by Macapagal-Arroyo—and which takes after R.A. 6425 or the Dangerous Drugs Act of 1972 under Marcos. In its totality, R.A. 9165 regards drugs as “today’s more serious social ills” and, consequently, treats drug-related offences as crimes deserving of severe punishment. The penalty for selling prohibited drugs, for example, is incarceration for the same period of time as that meted out to homicide. Such is the force of R.A. 9165 that it in fact serves as the blueprint for Duterte’s drug war—and the foundation for the acts of violence and culture of impunity that have thrived under the present government. 

As if this draconian measure hasn’t been enough, various politicians have also pushed for more punitive legislation. In March 2021, the Philippine Congress approved a bill that would render anyone accused of being a drug importer, financier, or ‘protector’ guilty until proven innocent: a move that runs contrary to the country’s Constitution, not to mention the most basic tenets of human rights. Likewise emboldened by Duterte’s rhetoric, some state actors in recent years have also moved to reinstate the death penalty in the country—again, using drug use, drug offenders, and the guise of the drug war as justification.

 

What can account for this propensity of politicians to pursue ever-more-punitive measures toward people accused of drug-related offences? 

 

One reason is that current paradigms continue to regard drugs as ‘exceptional’ evils—and therefore, as hinted at earlier, deserving of exceptional punishment. Even among sectors of society that can be regarded as so-called allies of people who use drugs—and even within the community of people who use drugs—this ‘exceptionalism’ pervades and moulds the discourse.   

Taking after such ‘exceptionalism’, politicians have continually utilised drugs as populist tropes, amplifying the notion of drug use into a national crisis where ‘virtuous’ members of society must be saved from ‘evil’ drug users—and thereby justifying the bloodshed of a so-called war on drugs. In a heavily populist milieu, being “tough on drugs” somehow makes for an attractive leader. Duterte’s victory in the 2016 national elections, after all, was in part fuelled by his campaign promise to completely rid the country of drugs—and implicitly, the people who use them—within three to six months of his inauguration

In spite of the Philippines’ increasingly authoritarian climate, civil-society groups have remained vigilant in monitoring the government’s punitive political agenda—and taking necessary, immediate action. Today, amid the threat of the above-mentioned bill becoming law, these groups have been organizing position papers and seeking representation in the Senate deliberations, hoping to block its becoming law - and to push for, as one position paper that the authors were able to read puts it, “a national drug regulatory framework that promotes justice and rule of law.”  With the presence of a handful of allies in Congress, more humane, alternative bills have also been filed, including at least two that insist on a harm-reduction approach for drug interventions.

Such moves, however, are unlikely to sway prevailing public opinion on drugs and the drug war: Recent surveys, if they’re to be believed, revealed that Duterte remains wildly popular in the country, even among the poor who have borne the brunt of his policies., Bolstered by relentless rhetoric that insists on the indiscriminate death of anyone involved with drugs, the Philippines’ brutalist regime toward drugs will not end so easily—and will likely persist even after Duterte’s term expires in a year’s time. 

For any meaningful and sustainable drug policy to take root and succeed in the country, it will take more than just opposing a murderous leader now; it will also require a closer, introspective look into societal attitudes—and addressing the prejudices that have festered freely for so long. 

 

* Gideon Lasco is Senior Lecturer of Anthropology at the University of the Philippines Diliman and Fellow at the University of Hong Kong's Centre for Criminology.

* Vincen Gregory Yu is a physician and research associate at the Ateneo de Manila University's Development Studies Program.