1. Главная
  2. Статьи
  3. Ад и обратно: жизнь, смерть и героин в России

Ад и обратно: жизнь, смерть и героин в России

В то время как небольшое количество наркотиков в теории декриминализировал в России практически отсутствие лечения; нечестные или чрезмерно рьяные полицейские; правовая система, склонная к злоупотреблениям и лишенная ответственности; и откровенная враждебность делают почти невозможным для многих людей вести нормальную жизнь, как в этой истории о том, как молодую женщину подвели врачи, полицейские и те, кому она должна была доверять. 

 

Ее звали Оксана Шпагина.

 

Несколько лет назад я перевел письмо в Глобальную комиссию по наркополитике в Швейцарии из концлагеря глубоко в русской глуши. В письме рассказывалась история женщины, которую на каждом шагу сбивали с ног, но она все время пыталась встать. Ее звали Оксана Шпагина.

Оксана была героиновой наркоманкой из российского промышленного города Тольятти. Если это звучит не очень по-русски, то это потому, что он назван в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. Тольятти — российский Детройт, сердце автопрома страны.

Наркотическая история России полна взлетов и падений. В царские времена в местной аптеке можно было купить что угодно, но морфий и кокаин росли. более популярным во время Гражданской войны в России алкоголь был снят с прилавков. Кокаин, в частности, был популярен среди армейских офицеров, гламурных светских львиц, бездомных сирот и интеллигенции. Но коммунисты считали свою привычку кокаином пережитком упаднического прошлого, и в 1924 г. первые законы были приняты против торговли наркотиками.

После этого большинство людей с удовольствием топились в водке. С 1960-х годов существовал маленькая субкультура советских хиппи: некоторые выращивали себе травку и опиум, но власти больше заботились о инакомыслии. Dope действительно начал возвращаться только в конце 80-х, во время война в Афганистане (к тому времени весь остальной мир был уже в кайф), и даже тогда это было что-то вроде андерграунда. Но когда Советский Союз рухнул после того, как обнаружил, что плановая экономика не так крута, как они думали, пустоту заполнили психотропные наркотики.

«Людей лишили будущего, — говорит Макс Малышев, сотрудник общественной организации с большим стажем употребления героина. «В Советском Союзе у вас был алгоритм: школа, университет, вам дали работу и в итоге вы получили квартиру. Все это развалилось к середине девяностых».

К 1990-м годам Россия была в упадке. Уровень преступности резко вырос: Тольятти, как и многие другие города, опустошали жестокие бандитские войны над автозаводом АвтоВАЗ. И пока русские привыкли к пьянству, наркотики были рассматривается как еще один симптом морального разложения общества со времен славного советского прошлого.

Тольятти находится в Самаре, примерно в 200 км от границы с Казахстаном, что ставит его прямо на 'северный маршрут' для героина, поступающего из Афганистана через Среднюю Азию. В результате НПО, как Проект Апрель находятся на переднем крае тольяттинского героинового кризиса.

 

Нет времени на жизнь

 

«Я не знаю, почему она пристрастилась к героину, — сказала Татьяна Кочеткова. «Возможно, как и все в наших краях, она хотела уйти от убогости бытия».

Так как Оксаны больше нет с нами, эта история основана на ее письмо в Глобальную комиссию по наркополитике (GCDP) и кто-то, кто ее знал: ее подруга и сотрудник проекта «Апрель» Татьяна Кочеткова.

«Я впервые услышал об Оксане от одного из наших волонтеров. Мы сначала говорили по телефону, потом встретились, чтобы оформить какие-то документы», — рассказала мне Татьяна. «Мы быстро сблизились, или меня что-то сразу привлекло к ней: я увидел в ней мужество, прямоту и здоровое чувство иронии и самокритики.

«Мы всегда либо шли в суд, готовились к суду, либо писали друг другу, когда она была в колонии. Мы особо не говорили об увлечениях. Когда вы подсели на наркотики и каждый день скрываетесь от полиции, вас не особо волнуют хобби. Больше всего ей просто хотелось жить: без ментов, без зависимости, без опасностей. Быть любимым."

Но было одно, о чем она всегда мечтала – родить ребенка. Была только одна проблема – она была ВИЧ-инфицирована. Оксана с радостью отправилась в больницу на предродовое обследование, но когда узнали, что она беременна, врачи сказали, что она не может быть в силу своего статуса.

«У меня была героиновая зависимость несколько лет, но я справлялась», — написала Оксана в своем письме в Комиссию. «Мне удалось не употреблять наркотики в течение двух лет, прежде чем я забеременела. В больнице я была ошеломлена, когда мне сказали, что я не смогу родить, потому что я употребляла наркотики и ВИЧ-положительна. Я был расстроен, не передать словами. Моя мечта рухнула».

 

Жестокая игра врачей

 

Оксане ничего не оставалось, как найти деньги на аборт. Она законопроект тогда тридцать лет.

«Возможно, есть другой способ сделать это бесплатно, но врачи мне не сказали», — написала она. «Я все время плакала и перестала есть. Я хотел убить себя. Меня снова втянули в наркотики, и я стал таким худым, что мое тело превратилось в скелет. Я написал письмо своей сестре, готовясь к смерти».

Сделать аборт после двенадцать недель в России нужна справка из отдела наркологии (советское отделение медицины, занимающееся токсикоманией), удостоверяющее вас как «наркомана». Оксана поначалу даже не могла пройти аттестацию – наркологический диспансер неохотно брал беременных и согласился помочь ей только после того, как она пообещала сделать аборт. Затем, в ночь перед процедурой, после того, как вся эта травма поставила ее на грань самоубийства, она узнала правду: это совершенно возможное иметь здорового, нормального ребенка, когда у вас ВИЧ. У Оксаны отвисла челюсть.

«Значит, все, через что я только что прошел, было чистой прихотью врачей?!» — возмутилась она. «Я объявила, что у меня будет ребенок! Персонал клиники кричал на меня, называя безответственным наркоманом, и не хотел возвращать мне деньги за процедуру. Из-за всего, через что мне пришлось пройти, у меня начались преждевременные роды, и в 28 недель у меня родилась красивая, здоровая девочка Джулия. Это была такая радость, хоть и досталась такой дорогой ценой».

 

Юная Оксана Шпагина. Источник: Татьяна Кочеткова

 

Не только российская проблема

 

Несмотря на клятву Гиппократа не причинять вреда, медицинская профессия страдает то же предрассудки, как и все мы. И не только в России.

В прошлом году шок видео появился на Филиппинах, где врачи и медсестры, по-видимому, отказываются лечить пострадавшего с огнестрельными ранениями, пока он корчится в агонии. Филиппины сейчас находятся в тисках смертельной войны с наркотиками под руководством президента Родриго Дутерте: до 29,000 человек могли быть казнены за последние четыре года либо полиция, дружинники или неофициальные эскадроны смерти.

Обзоры произошел большинство филиппинцев поддерживают репрессии; так, по-видимому, и медсестры. Мужчина на видео, предположительно подозреваемый в употреблении наркотиков, попал в перестрелку с полицией. Этого было достаточно, чтобы персонал больницы списал его со счетов. умер через час от кровопотери.

Даже на войне ты должен ухаживать за ранеными врага.

Джулия родилась летом 2011 года, но блаженство ее матери продлилось всего два коротких года. Оксана вернулась к воздержанию после рождения дочери и жаловались в Минздрав по поводу ее лечения у врачей, но суд отклонил ее жалобу. Вот тогда-то и начались игры.

 

Поездка на реабилитацию

 

«Оксана написала жалобу на ужасы своей беременности, ложь врачей, угрозы — она наркоманка, урода воспитывает!» — вспоминала Татьяна. «Потом, чтобы скомпрометировать ее или заставить остановить процесс, пошли анонимные наводки, что она не прививала ребенка, или не ухаживала за ней и начала колоться. Но инспекторы приехали к ней домой, и все было в порядке».

Оксана устроилась на работу водитель, но долгие часы и возвращение домой к бранящимся родственникам, которые присматривали за Джулией, пока она отсутствовала, сказались на ней. В конце концов, она снова начала употреблять. Она подала еще одну жалобу, на этот раз в Европейский суд по правам человека и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, прежде чем отправиться в центр детоксикации.

«Это был один из тех новых протестантских центров. Традиционная религия в России – православие, так что это для нас что-то новое, но они очень активны с молодежью, особенно с молодежью, употребляющей наркотики», – пояснила Татьяна. «У этого места была особенность. Большинство реабилитационных центров принимают только взрослых, но тех, кто возьмет мать с ребенком, можно пересчитать по пальцам одной руки, так что Оксану втянули. Но в центре сказали, что примут ее только в том случае, если она заберет жалобу, так что нам пришлось немного отложить это, чтобы она могла расслабиться».

Оксана вышла в свет в ноябре 2014-го и в том же году умер отец Юлии. У нее снова случился рецидив. Вскоре к ней на дом позвонили нежелательные посетители.

 

Преданная

 

Однажды наша героиня выходила из своей квартиры с двумя друзьями, девушкой и парнем, как только они открыли дверь, ворвались агенты по борьбе с наркотиками. Что будет дальше, зависит от того, кому верить. Полицейские говорят, что нашли кучу наркотиков. Это версия Оксаны и Татьяны:

Федералы обыскали квартиру, но ни у кого ничего при себе не нашли. Затем один из офицеров сделал что-то настолько вопиющее и вопиющее, что почти невозможно поверить. Он потянулся к шкафу, достал немного сахарного песка и высыпал его на стол, катая бутылку по месиву, чтобы превратить его в более мелкую силу, прежде чем достать несколько пустых шприцев и разбросать их по столу.

Он показал это соседям, которые были там в качестве свидетелей, так как были обнаружены наркотики. Оксану и другую девушку доставили в участок, где у них в карманах загадочным образом появились еще два шприца с наркотической смесью.

«Когда я, как свидетель защиты, предъявила это одному из офицеров в суде, он сказал мне, как бы оправдываясь: «а я не виноват… она действительно была наркоманкой», — рассказала Татьяна. «Более того, другой парень, который был с ними в то утро, должен был прийти к Оксане и оставить немного своих вещей, чтобы копы могли использовать их как доказательство того, что в квартире были наркотики. Но в итоге он использовал все это, так что офицерам пришлось импровизировать».

Это Общая практика для полицейских, чтобы заставить кого-то, кого они поймали, сдать своих друзей, а также подбросить улики: в конце концов, у них есть квоты, которые нужно заполнить, и чем больше «ни на что не годных наркоманов» они поймают, тем лучше (или около того они говорят сами).

 

униженный

 

Подставленная и преданная, Оксана также должна была вынести унижение публикации статьи о ней на сайте полиции.

«Служба по контролю за оборотом наркотиков опубликовала на своем сайте статью, изображающую меня ужасным монстром и раскрывающую мою наркозависимость и ВИЧ-статус», — написала она. «Статья была удалена только после того, как я написал жалобу в прокуратуру, но было уже поздно: ее прочитали почти все мои друзья и родственники».

Оксана потеряла работу и получила три года колонии. Свекровь согласилась помочь ухаживать за Юлией. Важно после того, как генетические тесты доказали ее родство с внучкой. Но могла быть и другая причина подставы: Оксана доводит дело до Европейского суда.

«Мы вообще не любим критику в России», — Ольга Романова из некоммерческой Русь Сидящая («Россию в заточении») сказал мне. «Считается, что если ты критикуешь что-то русское, значит, ты предатель и не любишь свою Родину. И наверняка делаете это за деньги врагов России. А враги России повсюду».

у Ольги был против нее возбуждено дело тоже за растрату. Подстава — это простой способ для чиновников очернить проблемных персонажей и отклонить их жалобы. Кто будет слушать «преступника для себя»?

«В России сегодня около полумиллиона заключенных — осужденных за торговлю наркотиками почти треть», — пояснила Ольга. «Люди, употребляющие наркотики, — самая легкая добыча. Как только у таких людей находят наркотики, автоматически предъявляются обвинения в хранении. Если есть доказательства, реальные или нет, что человек употреблял наркотики с кем-то еще, добавляется распространение. За это можно получить пятнадцать лет — это никого не шокирует».

Ольга говорит, что один из самых распространенных случаев — полицейские поймали двух подростков, курящих косяк. Ребята не воспринимают арест всерьез – это просто косяк. Милиция записывает, сколько у них было затяжек — я принял удар, передал Васе; Я взял затяжку и передал обратно Питеру; и так десять раз подряд. Но в итоге по делу появляются десять обвинений в распространении наркотиков, которых достаточно, чтобы отложить их на годы.

«При этом вполне «чистым» людям наркотики могут подбрасывать из мести, по заказу или просто ради статистики», — продолжила Ольга. «Первые две группы — потребители и те, кого подставили, — составляют большинство осужденных за наркотики. Остальные - мелкие дилеры. Крупные наркобароны работают под охраной ФСБ».

 

Оксана Шпагина во взрослом возрасте. Источник: Татьяна Кочеткова

Сломанная система

 

Это не первый случай, когда наркоман в Тольятти сталкивается с властями. В 2012 году Иван Аношкин, начавший употреблять героин в четырнадцать лет, написал в Минздрав спрашивающий для опиоидной заместительной терапии, на международном уровне признанное как один из наиболее эффективных способов управления зависимостью.

Но метадон в России незаконен, рассматривается как «еще один способ для битников развлечься». На следующий день Ивана задержали за хранение и избили в отделении милиции. Он также подал свое дело в Европейский суд по правам человека, после чего НПО, в которой он работал, явно подверглась преследованиям и давление уволить его. Позже он потерянный случай.

«Они обращали на нее дополнительное внимание? 100%», — сказала Татьяна о своей подруге. «У меня даже была полиция вокруг моего дома в качестве мести за мою работу с ООН. Только что ворвался полицейский и угрожающе сказал мне, что они получили анонимную наводку о том, что мой дом используется для продажи наркотиков».

В тюрьме Оксана пожаловалась на непостоянное лечение от ВИЧ, заявив, что ее лечение было нерегулярным, поскольку поставки антиретровирусных препаратов в лагерь были с перебоями. По словам Ольги Романовой, условия в российских тюрьмах ужасны — пытки, переполненность и иногда нехватка лекарств, но теоретически лекарств от ВИЧ не должно быть в дефиците, поскольку они поступают от крупных конгломератов с хорошими связями. Тем не менее, ВИЧ — это сложное заболевание, которое требует постоянных проверок, различных доз и, откровенно говоря, никого не волнует.

«Я в лагере уже год, осталось еще два», — гласили заключительные слова письма Оксаны. «Работаем почти каждый день, без выходных. Я беспокоюсь о своем здоровье. Я не смею думать о своей дочери, иначе я начну плакать. Я мечтаю только об одном – снова увидеть Юлю. Чтобы больше никогда не расставаться».

В конце концов, Оксана прожила ровно столько, чтобы увидеть дочь. Они воссоединились на несколько коротких месяцев после ее освобождения. Но непоследовательное лечение ВИЧ, которое она получала в тюрьме, изматывало ее, и она становилась все хуже и хуже. Через полгода ее долгие испытания закончились. Оксана Шпагина умерла в январе прошлого года.

«Юля воспитывается матерью покойного мужа и занимается прыжками на батуте, — рассказала Татьяна. «Она окружена заботой, любовью и теплом. Оксана мечтала об этом для нее, но чтобы они были вместе».

Россия не собирается смягчать свою позицию в отношении наркотиков в ближайшее время. В прошлом году много внимания (в том числе со стороны me). Но попытка смягчить наказания после хлипкого ареста Голунова была сбитый, а новый законопроект против «наркопропаганда» похоже, что он может следовать печально известным законам о «гей-пропаганде», усложняя жизнь тем, кто употребляет наркотики, и НПО что выступает за них. А между тем, для многих простых россиян истории, подобные истории Оксаны, случаются каждый день.

 

* Нико Воробьев — сертифицированный (осужденный) наркоторговец, ставший писателем и автором книги Доупворлд, о международной торговле наркотиками. Вы можете следовать за ним @Леммивинкс_III

предыдущий пост
Размышления о новой стратегии ЕС по борьбе с наркотиками
Следующий пост
Снижение вреда от COVID-19 для людей, употребляющих наркотики

Дополнительный контент

Спустя несколько месяцев после декриминализации каннабиса Бермудские острова обдумывают полную легализацию

.
Высокопоставленный министр Бермудских островов заявил, что территория может юридически регулировать производство и продажу каннабиса для «развлекательных целей».

1. Home
  2. Articles
  3. Hell and Back Again: Life, Death and Heroin in Russia

Hell and Back Again: Life, Death and Heroin in Russia

While small amounts of drugs in theory are decriminalised in Russia, in practise lack of treatment; crooked or overeager cops; a legal system prone to abuse and devoid of accountability; and outright hostility make it nearly impossible for many people to lead normal lives, as in this story of how a young woman was let down by doctors, police officers and those she should have been able to trust. 

 

Her name was Oksana Shpagina

 

A few years ago I translated a letter to the Global Commission on Drug Policy in Switzerland from a prison camp deep in the Russian wilderness. The letter told the story of a woman who was knocked down at every turn but kept trying to get up. Her name was Oksana Shpagina.

Oksana was a heroin user from the Russian industrial city of Tolyatti. If that doesn’t sound very Russian, that’s because it’s named after Italian communist Palmiro Togliatti. Tolyatti is Russia’s Detroit, the heart of the country’s auto industry.

Russia’s narcotic history is full of highs and lows. In Tsarist times you could buy damn near anything at the local pharmacy, but morphine and cocaine grew more popular during the Russian Civil War as alcohol was taken off the shelves. Cocaine, in particular, was popular among army officers, glamorous socialites, homeless orphans and the intelligentsia alike. But the communists saw their coke habit as a relic of the decadent past and in 1924, the first laws were passed against drug dealing.

After that, most people were happy drowning themselves in vodka. From the 1960s there was a small subculture of Soviet hippies: a few grew their own weed and opium, but the authorities were more concerned with dissidence. Dope only really began making a comeback in the late ‘80s during the war in Afghanistan (by which time the rest of the world was already high as a kite), and even then it was kind of an underground thing. But when the Soviet Union crashed after finding a planned economy wasn’t as cool as they thought it was, psychotropic highs filled the void.

“People were deprived of a future,” says Max Malyshev, an NGO worker with a long experience of heroin use. “In the Soviet Union you had an algorithm: school, university, they gave you a job and eventually you got an apartment. That all fell apart by the mid-nineties.”

By the 1990s Russia was in shambles. Crime rates had exploded: Tolyatti, like many other cities, was racked by fierce gang wars over the AvtoVAZ auto plant. And while Russians were used to heavy drinking, drugs were seen as another symptom of society’s moral decay since the glorious Soviet past.

Tolyatti lies in Samara, around 200km from the Kazakh border, putting it squarely on the ‘northern route’ for heroin coming up from Afghanistan through Central Asia. As a result, NGOs like Project April are at the front lines of Tolyatti’s heroin crisis.

 

No time for a life

 

“I don’t know why she took to heroin,” said Tatyana Kochetkova. “Perhaps, like everyone in our area, she wanted to get away from the wretchedness of being.”

Since Oksana’s no longer with us, this story’s based on her letter to the Global Commission on Drug Policy (GCDP), and someone who knew her: her friend and Project April worker, Tatyana Kochetkova.

“I first heard of Oksana through one of our volunteers. We first spoke on the phone, then met to draw up some documents,” Tatyana told me. “We quickly became close, or something immediately drew me to her: in her I saw courage, directness, and a healthy sense of irony and self-criticism.

“We were always either going to court, preparing for court, or wrote one another when she was at the [prison] colony. We didn’t really talk about hobbies. When you’re hooked on drugs and hiding from the police each day, you don’t particularly care about hobbies. Most of all, she just wanted to live: without cops, without addiction, without danger. To be loved.”

But there was one thing of which she’d always dreamed – having a baby. There was just one problem – she was HIV-positive. Oksana happily went to the hospital for a pre-natal exam, but when they found out she was pregnant, the doctors said she couldn’t have it thanks to her status.

“I had been addicted to heroin for several years, but I was coping,” Oksana wrote in her letter to the Commission. “I managed not to use drugs for two years before I became pregnant. In the hospital, I was stunned when I was told that I would not be able to give birth, because I had used drugs and was HIV-positive. I was upset, beyond words. My dream fell apart.”

 

The cruel play of the doctors

 

Oksana had no choice but to find money for an abortion. She was then thirty-years-old.

“Maybe there’s another way to have it done for free, but the doctors didn’t tell me,” she wrote. “I cried all the time and stopped eating. I wanted to kill myself. I got pulled back into drugs, and grew so thin my body was little more than a skeleton. I wrote a letter to my sister, preparing to die.”

To get an abortion after twelve weeks in Russia you need a letter from the narcology department (the Soviet branch of medicine dealing with substance abuse) certifying you as a “drug addict”. Oksana couldn’t even get certified at first – the narcology clinic were reluctant to take pregnant women and only agreed to help her after she promised to get an abortion. Then, the night before the procedure, after all of this this trauma had put her on the brink of suicide, she discovered the truth: it’s completely possible to have a healthy, normal child when you have HIV. Oksana’s jaw dropped.

“So that means everything I’d just been through was purely at the whim of the doctors?!” she fumed. “I announced that I was having the child! The staff at the clinic yelled at me, calling me an irresponsible junkie, and they didn’t want to return my money for the procedure. Due to everything I’d been through, I went into labour prematurely, and at 28 weeks I had a beautiful, healthy baby girl, Julia. It was such a joy, even though it came at such a heavy price.”

 

A young Oksana Shpagina. Source: Tatyana Kochetkova

 

Not only a Russian problem

 

Despite the Hippocratic oath to do no harm, the medical profession suffers the same prejudices as the rest of us. And not only in Russia.

Last year a shocking video emerged from the Philippines, where doctors and nurses apparently refuse to treat a victim with gunshot wounds as he lies writhing in agony. The Philippines is now in the grip of a deadly war on drugs led by President Rodrigo Duterte: up to 29,000 people may have been executed in the past four years by either police, vigilantes or unofficial death squads.

Surveys show the majority of Filipinos support the crackdown; so, it seems, apparently did the nurses. The man in the video, an alleged drug suspect, was caught in a police shootout. That was enough for hospital staff to write him off – he died in an hour from blood loss.

Even in war you’re supposed to tend to the enemy’s wounded.

Julia was born in the summer of 2011, but her mother’s bliss would only last two short years. Oxana recommitted to abstinence after her daughter’s birth and complained to the Ministry of Health about her treatment at the hands of the doctors, but the court threw out her complaint. It was then that the games really began.

 

A trip to rehab

 

“Oksana filed a complaint about the horrors of her pregnancy, the lies of the doctors, the threats – she’s a drug addict, she’s raising a freak!” recalled Tatyana. “Then to compromise her or force her to stop the process, there were anonymous tip-offs claiming she didn’t vaccinate the child, or she didn’t care for her and started injecting. But the inspectors came to her house and everything was fine.”

Oksana got a job as a driver, but the long hours and coming home to her scolding relatives, who looked after Julia while she was away, took their toll on her. Eventually, she began using again. She filed another complaint, this time with the European Court of Human Rights, and the Committee on the Elimination of Discrimination against Women, before checking herself into a detox centre.

“It was one of those new Protestant centres. The traditional religion in Russia’s Orthodoxy, so this is something new to us, but they’re very active with the youth, especially young people who use drugs,” Tatyana explained. “This place had a special feature. Most rehabs are only willing to take adults, but those who’ll take a mother and her child you can count on one hand, so Oksana was roped in. But the centre said they’d only admit her if she withdrew the complaint, so we had to put that on hold for a bit so she could relax.”

Oksana came out in November of 2014 and that same year, Julia’s father died. She relapsed again. It wasn’t long before she got a house call from some unwanted visitors.

 

Betrayed

 

One day our heroine was leaving her apartment with two friends, a girl and a guy, when just as they opened the door counternarcotics agents burst in. What happened next depends on who you believe. The cops say they found a load of drugs. This is Oksana and Tatyana’s version:

The feds scoured the apartment, but no-one had anything on them. Then one of the officers did something so flagrant and egregious it almost defies belief. He reached into a cupboard, took out some granulated sugar and poured it on the table, rolling a bottle over the mess to crush it into a finer power, before taking out a few empty syringes and scattering them on the table.

He showed this to the neighbours, who were there as witnesses, as evidence drugs had been found. Oksana and the other girl were taken down to the station where two more syringes filled with a narcotic concoction mysteriously appeared in their pockets.

“When I, as a defence witness, confronted one of the officers with this in court, he told me, as if he was making excuses: ‘but I’m not guilty… she really was a drug addict’,” Tatyana said. “What’s more, the other lad who was with them that morning was supposed to come to Oksana and leave a little of his stuff behind so the cops could use it as evidence there were drugs in the apartment. But he ended up using it all so the officers had to improvise.”

It’s common practice for cops to pressure someone they’ve caught into giving up their friends, as well as planting evidence: after all, they’ve got quotas to fill, and the more “good-for-nothing junkies” they catch the better (or so they tell themselves).

 

Humiliated

 

Set-up and betrayed, Oksana also had to endure the humiliation of having an article posted about her on the police’s website.

“The drug control service published an article on their website, portraying me as a horrible monster and revealed my drug dependency and HIV status,” she wrote. “The article was removed only after I wrote a complaint to the prosecutor’s office, but it was too late: almost all of my friends and relatives had read it.”

Oksana lost her job and was slapped with three years in a prison camp. Her mother-in-law agreed to help look after Julia only after genetic tests proved her kinship with her granddaughter. But there could be another reason for the set-up: Oksana bringing her case to the European court.

“We generally don’t like criticism in Russia,” Olga Romanova of the non-profit Rus’ Sidyashchaya (“Imprisoned Russia”) told me. “It is believed that if you criticise something Russian, that means you’re a traitor and do not love your homeland. And for sure you do it for money from the enemies of Russia. And the enemies of Russia are everywhere.”

Olga’s had a case filed against her too, for embezzlement. Framing is an easy way for officials to smear troublesome characters and dismiss their complaints. Who’s gonna listen to a “criminal out for themselves”?

“In Russia today there are around half-a-million prisoners – those convicted of drug trafficking, almost a third,” Olga explained. “People who use drugs are the easiest prey. As soon as drugs are found on such people, possession charges are automatically filed. If there’s evidence, real or not, that the person used drugs with someone else, distribution is added. For that you can get fifteen years – it won’t shock anyone.”

Olga says one of the most common cases is the cops catching two youngsters smoking a joint. The guys don’t take their arrest seriously – it’s just a joint. The police record how many drags they had – I took a hit, passed it to Vasya; I took a toke, passed it back to Peter; and so on, ten times in a row. But as a result, ten charges of drug distribution appear on the case, enough to put them away for years.

“Meanwhile, drugs can be planted on completely ‘clean’ people for revenge, on request, or just for the sake of stats,” Olga continued. “The first two groups – the consumers and those who were framed – make up a majority of drug convictions. The rest are small dealers. The big-time drug lords work under the protection of the FSB [Federal Security Service].”

 

Oksana Shpagina as an adult. Source: Tatyana Kochetkova

A broken system

 

It’s not the first time someone using drugs in Tolyatti has come up against the powers that be. In 2012 Ivan Anoshkin, who began using heroin when he was just fourteen, wrote to the Ministry of Health asking for opioid substitution therapy, internationally recognised as one of the most effective ways to manage dependency.

But methadone’s illegal in Russia, seen as “just another way for those beatniks to get their jollies”. The next day Ivan was arrested for possession and beaten up at a police station. He also took his case to the European Court of Human Rights, after which the NGO he worked at was apparently harassed and pressured to fire him. He later lost the case.

“Were they paying extra attention to her? 100%,” Tatyana said of her friend. “I even had the police round my house as reprisals for my work with the UN. A policeman just burst in and menacingly told me they got an anonymous tip-off my house was being used to sell drugs.”

In prison, Oksana complained about inconsistent treatment for her HIV, saying her treatment was irregular as the supply of anti-retroviral drugs at the camp was intermittent. According to Olga Romanova, conditions in Russia’s prisons are dire – torture, overcrowding and sometimes there’s not enough medicine to go round, but in theory, HIV medication shouldn’t be in short supply since it comes from large, well-connected conglomerates. However, HIV is a complex condition that requires constant check-ups, varying doses and frankly, no-one cares.

“I have been at the camp for one year now, two more to go,” the final words from Oksana’s letter read. “We work almost every day, with no days off. I’m worried about my health. I don’t dare to think about my daughter or I’ll start to cry. I only dream of one thing – to see Julia again. To never be separated again.”

In the end, Oksana lived just long enough to see her daughter. They were reunited for a few short months on her release. But the inconsistent HIV treatment she got in prison wore her down, and she began feeling worse and worse. Six months later, her long ordeal was over. Oksana Shpagina died in January last year.

“Julia’s being brought up by the mother of the late husband and goes trampolining,” Tatyana said. “She’s surrounded by care, love, and warmth. Oksana dreamed of this for her, but for them to be together.”

Russia doesn’t look like it’s softening its stance on drugs anytime soon. Last year, the arrest of reporter Ivan Golunov and his obvious stitch-up by the cops got a lot of attention (including from me). But a bid to lower the punishments after Golunov’s flimsy arrest was shot down, while a new bill against “narco-propaganda” looks like it could follow the infamous “gay propaganda” laws, making life more difficult for those who use drugs and the NGOs that advocate for them. In the meantime, for many ordinary Russians, stories like Oksana’s happen every day.

 

* Niko Vorobyov is a government-certified (convicted) drug dealer turned writer and author of the book Dopeworld, about the international drug trade. You can follow him @Lemmiwinks_III

Previous Post
Reflections for a New EU Drugs Strategy
Next Post
COVID-19 Harm Reduction for People Who Use Drugs

Related content

Великие наркоманы Серебряного века

Тема влияния наркотиков на культуру Серебряного века терпеливо ждет своего исследователя. Подкинем несколько имен и цитат, не все же из раза в раз вспоминать одного Михаила Афанасьевича Булгакова…