1. Главная
  2. Статьи
  3. Осмысление новой наркополитики ЕС — часть 1

Осмысление новой наркополитики ЕС — часть 1

Станет ли наркополитика ЕС реакционной?

(Это часть 1 из серии, состоящей из двух постов, о будущем наркополитики ЕС. Вы можете прочитать часть 2 здесь.) 

Этим летом Европейский союз официально создали Агентство ЕС по наркотикам. У этого нового органа будет больше бюджет, больше сотрудников и более амбициозный мандат, чем у его предшественника — Европейского центра мониторинга наркотиков и наркозависимости (EMCDDA). 

Хотя на бумаге это кажется позитивным событием, при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что в наркополитике наметился сдвиг в сторону более репрессивного и охранительного подхода, аналогичный тому, который происходит во всей Европе. По мере того как ультраправые расширяют свое влияние по всей Европе, какое будущее ЕС создаст для наркополитики в рамках этого сдвига? 

 

Разработка новой наркополитики ЕС

В настоящее время европейская наркополитика раздроблена. Стратегии ЕС по наркотикам на 2021-25 годы, являющаяся общей стратегией для институтов ЕС и 27 государств-членов, — одна из самых прогрессивных наркостратегий в мире. В ней снижение вреда признано одним из основных направлений европейской наркополитики, равным по статусу снижению предложения и спроса. В ней также содержатся четкие обязательства по соблюдению прав человека, обеспечению равенства в сфере здравоохранения, учету гендерных аспектов и недопущению стигматизации наркотиков. В международных дискуссиях ЕС продолжает выступать за создание глобального режима контроля над наркотиками, в центре которого находились бы здоровье и права человека.   

Однако наркополитика ЕС не является обязательной. Государства-члены не обязаны ее выполнять и часто не выполняют.Это означает, что снижение вреда, хотя и признается на всем континенте, часто получает недостаточное финансирование. Программы находятся во власти меняющихся политических приоритетов и рискуют быть закрытыми, как это произошло в Греции и в Болгарии.На всей территории ощущается, что политический центр тяжести смещается вправо. 

Европейская комиссия намерена подтолкнуть ЕС к охранительной парадигме. В 2016 году портфель по наркотикам был сокращен в размерах и передан из Департамента юстиции комиссии в Департамент по миграции и внутренним делам (также известный как DG Home). Это решение имело большое значение. DG Home, пожалуй, наиболее известен тем, что именно он отвечает за работу Фронтексслужбы пограничного контроля ЕС, которую регулярно обвиняют в серьезных нарушениях прав человека,в том числе в сокрытии случаев гибели мигрантов, пересекающих Средиземное море.  

Стало ясно, что DG Home хочет привнести столь же жесткий подход в разработку наркополитики. В 2019 г., когда обсуждение Стратегии ЕС по наркотикам на 2021-25 гг. еще не началось, DG Home неожиданно выпустила собственный стратегический документ — Повестку и План действий ЕС по наркотикам на 2021–25 гг.Разработанная в ходе поспешного и непрозрачного процесса, эта программа предлагала "смену парадигмы" в сторону "смелой повестки в области наркополитики". Этот "сдвиг" означал отказ от приоритета мер в области здравоохранения и сосредоточение внимания на правоохранительной деятельности, безопасности и пресечении незаконного оборота наркотиков. Повестка была обнародована в рамках заявление в котором наркоугроза ставится на один уровень с жестоким обращением с детьми и торговлей оружием. 

Эта попытка переосмыслить наркополитику ЕС в конечном итоге потерпела неудачу, в том числе благодаря решительному ответу со стороны европейского гражданского общества и последующему противодействию со стороны различных государств-членов ЕС, особенно Германии, которая в то время председательствовала в ЕС. 

Тем не менее, Европейская комиссия дала понять, что, если бы она добилась своего, борьба с наркотиками велась бы через призму безопасности и правопорядка. Создание нового Агентства ЕС по наркотикам представляется еще одной попыткой в этом направлении. 

 

ЕС все чаще заменяет здравоохранение правоохранительной деятельностью

Как центр наблюдения за наркотиками, EMCDDA высоко ценится во всем мире. Однако Европейская комиссия заявила, что он все больше отрывается от "современного феномена наркотиков".Первое рассматривается заключалась в том, чтобы сместить исторически сложившийся акцент EMCDDA на здравоохранении в сторону сокращения поставок и пресечения незаконного оборота наркотиков. Что касается ответных мер в области здравоохранения, Комиссия ясно дала понять: профилактику следует ставить выше снижения вреда. заявление сопровождавшее это предложение, представляло собой хрестоматийный пример риторики нарковойны: в нем часто упоминались банды, организованная преступность и другие экзистенциальные угрозы для Европы.  

Благодаря вмешательству Европейского парламента и различных государств-членов ЕС окончательный текст документа Агентства ЕС по наркотикам стал более взвешенным и по-прежнему уделяет приоритетное внимание аспектам наркополитики, связанным с охраной здоровья населения. Ведущая переговорщица от имени Европарламента, евродепутатка Изабель Сантос, заверила, что новое агентство будет отчитываться о правах человека и социальных аспектах феномена наркотиков — это произошло впервые. Кроме того, есть обязательство создать новый механизм, способствующий сотрудничеству с гражданским обществом. Однако дьявол кроется в деталях. Хотя бюджет Агентства по наркотикам значительно увеличился, неясно, сколько средств будет направлено на правоохранительную деятельность, а сколько — на укрепление нынешней ориентации EMCDDA на здравоохранение.  

Пока это происходит, Брюссель продолжает продвигать охранительный подход в отношении наркотиков. В 2021 году Комиссия прекратила финансирование проекта Форума гражданского общества ЕС по наркотикам(CSFD) экспертной группы, состоящей в основном из НПО, ориентированных на здравоохранение. Фонд внутренней безопасности Европейской комиссии, в бюджете которого предусмотрена статья для грантов по наркополитике, финансирует только мероприятия по сокращению предложения и профилактике. В феврале 2023 года генеральный директор DG Home возложил вину за смерть девочки, убитой организованной преступной группой, на людей, употребляющих наркотики.   

Европейская комиссия справедливо подчеркивает, что политика контроля над предложением не оправдала себя на протяжении десятилетий. Благодаря глобальному запрету употребление наркотиков оставалось стабильным, а рынки наркотиков не сокращались. Но Комиссия так и не объяснила, почему она считает, что отказ от приоритетных мер в области здравоохранения — особенно в условиях серьезной обеспокоенности по поводу поставок отравленных наркотиков и передозировок — является разумным выбором. Может ли Комиссия претендовать на новую "смелую повестку дня в области наркополитики", если она предлагает все то же самое? 

 

Растущая ультраправая угроза

В последние годы мы наблюдаем в Европе рост политики, основанной на страхе перед другими, тревоге общества и бесконечном стремлении к безопасности. Партии с крайне правой — по крайней мере, ксенофобской, а то и расистской — риторикой сегодня правят в Италии, Финляндии, Венгрии, Польше, Швеции, а вскоре, возможно, и в Испании. Аналогичные тенденции наблюдаются в Германии и Франции — двух крупнейших державах ЕС. Трудно представить себе будущее ЕС, где политики не являются представителями этих партий или не испытывают серьезного влияния с их стороны и их идеологических установок.  

На первый взгляд, наркополитика не является центральной причиной усиления крайне правых, но очевидно, что новый статус-кво, еще более склоняющийся к консервативным и авторитарным позициям, будет способствовать охранительному подходу к наркотикам, нивелируя сложные социальные, культурные и медицинские факторы, лежащие в основе наркопотребления и окружающие его. Уже сейчас мы можем наблюдать усиление нарративов, демонизирующих и криминализирующих конкретные сообщества, считающиеся "нежелательными", а также снижение приоритета снижения вреда, лечения и других видов медицинской и социальной поддержки.   

Если эта тенденция будет развиваться и дальше, то внимание ЕС к правам человека может ослабнуть, в том числе и при обсуждении международной наркополитики. Сторонники снижения вреда и реформирования наркополитики будут по-прежнему лишены финансирования или их доступ будет ограничен символическим участием. Законодательство ЕС по-прежнему будет препятствовать появлению регулируемых законом рынков каннабиса, и перспективы его изменения будут невелики.  

Чтобы противостоять этому крену вправо, движение за реформу наркополитики и его союзники должны укрепить свою коалицию, особенно в Брюсселе. Я предложу несколько мыслей о том, как сформировать эту коалицию, во второй части этой серии. 

предыдущий пост
Гражданское общество Беларуси осудило репрессивную наркосистему в своем последнем докладе
Следующий пост
Осмысление новой наркополитики ЕС — часть 2

Дополнительный контент

Может ли опиумная камедь стать решением кризиса передозировки?

Запретительный режим, окружающий употребление наркотиков взрослыми, оказал разрушительное воздействие на отдельных лиц, сообщества и целые регионы, подстегнув…

1. Home
  2. Articles
  3. Making Sense of the EU’s New Drug Policy – Part 1

Making Sense of the EU’s New Drug Policy – Part 1

Will EU drug policymaking become reactionary?

(This is part 1 out of 2 of a series of posts on the future of EU drug policy. You can read part 2 here. ) 

This summer, the European Union officially created the EU Drugs Agency. This new body will have a larger budget, more staff, and a more ambitious mandate than its predecessor, the European Monitoring Centre for Drugs and Drug Addiction (EMCDDA). 

While this seems like a positive development on paper, a closer look reveals a concerning shift towards a more repressive and securitised approach to drug policy, similar to the shift occurring across Europe. As the far-right expands its influence across Europe, what sort of future will the EU create for drug policy within this shift? 

 

The making of a new EU drug policy

Currently, European drug policy is fractured. The EU Drugs Strategy 2021-25 – the overarching strategy for EU institutions and its 27 Member States – is one of the most progressive drug strategies in the world. It recognises harm reduction as a pillar of European drug policy, equal in status to supply reduction and demand reduction. It also contains explicit commitments to human rights, health equity, gender sensitivity and non-stigmatising drug responses. In international debates, the EU continues to advocate for a global drug control regime that is centred on health and human rights.  

However, EU drug policies are not binding. Member States are not obliged to implement them, and often do not. This means that harm reduction, while recognised across the continent, is often underfunded. Services are at the mercy of changing political priorities and risk closure, as has happened in Greece and Bulgaria. Across the EU, there is a feeling that the political centre of gravity is shifting to the right. 

The European Commission is committed to push the EU towards a securitised paradigm. In 2016, the drugs portfolio was reduced in size and transferred from the Commission’s Justice Department to Migration and Home Affairs (also known as DG Home). This was a consequential decision. DG Home is perhaps best known for being the Department responsible for Frontex, the EU’s border control agency, which is routinely accused of serious human rights violations, including covering up the deaths of migrants crossing the Mediterranean.  

It has become clear that DG Home wants to bring a similarly tough approach to drug policymaking. In 2019, when discussions for the EU Drugs Strategy 2021-25 hadn’t yet started, DG Home surprisingly produced its own strategy document – the EU Agenda and Action Plan on Drugs 2021-25. Developed in a hasty and opaque process, this Agenda proposed a “paradigm-shift” towards a “bold drugs policy agenda”. This “shift” meant deprioritising health responses, focusing instead on law enforcement, security, and interdiction. The agenda was released in a statement that put the threat of drugs on an equal footing to child abuse and weapons trafficking. 

This attempt to reinvent EU drug policy ultimately failed, in part thanks to a forceful response by European civil society, and subsequent pushback from various Member States, especially from Germany, which held the EU Presidency at that time. 

Nonetheless, the European Commission made it clear that, if they had their way, drugs would be dealt with through a security and law enforcement lens. The creation of the new EU Drugs Agency seems like another attempt at this. 

 

EU increasingly replacing health with law enforcement

As a drugs observatory, the EMCDDA is globally lauded. However, the European Commission declared it was increasingly disconnected with “today’s drug phenomenon”. The first proposal was to shift the EMCDDA’s historical focus on health towards supply reduction and interdiction. As to health responses, the Commission was clear: prevention was to be promoted over harm reduction. The statement that accompanied the proposal was a textbook example of drug war rhetoric: there were plenty of mentions of gangs, organised crime and various other existential threats to Europe.  

Thanks to interventions by the European Parliament and various Member States, the EU Drug Agency’s final text is more measured, continuing to prioritise the public health aspects of drug policies. The lead negotiator on behalf of the European Parliament, MEP Isabel Santos, ensured that the new agency will report on the human rights and social aspects of the drug phenomenon – the first time it ever happened. There is also a commitment to create a new mechanism to facilitate co-operation with civil society. But the devil will be in the detail. While the Drug Agency had a considerable budget increase, it’s unclear how much will be directed at law enforcement activities, and how much will strengthen the EMCDDA’s current focus on health.  

Whilst this unfolds, Brussels continues to promote a securitised narrative on drugs. In 2021, the Commission discontinued project funding for the EU Civil Society Forum on Drugs (CSFD), an expert group comprised mainly of health-focused NGOs. The European Commission’s Internal Security Fund, which contains a budget line for drug policy grants, only funds supply reduction and prevention interventions. In February 2023, the chief executive at DG Home blamed people who use drugs for the death of a girl murdered by an organised criminal group.  

The European Commission correctly highlights that supply control policies have failed for decades. Through global prohibition, drug use has remained stable, and drug markets have not been reduced. What the Commission has never explained is why it believes that deprioritising health interventions – particularly when there is a serious concern around a poisoned drug supply and overdoses– is a wise choice. Can it claim to take a new “bold drugs policy agenda”, when it is just proposing more of the same? 

 

The rising far-right threat

In recent years, we have seen across Europe the rise of politics based on fear of others, societal anxiety, and an endless pursuit for security. Parties with far-right – at least xenophobic, if not racist – rhetoric now govern Italy, Finland, Hungary, Poland, and Sweden, and perhaps soon Spain. Similar trends are seen in Germany and France, the two largest powerbrokers in the EU. It is hard to imagine a future EU where policymakers are not from these parties, or seriously influenced by them and their ideological stances. 

At first sight, drug policy is not central to the rise of the far right, but it is clear that a new status quo even more tilted towards conservative and authoritarian positions will favour a securitised approach to drugs, flattening the complex social, cultural, and health factors underlying and surrounding drug use.  We can already see an intensification of the narratives that demonise and criminalise specific communities deemed ‘undesirable’, along with a de-prioritisation of harm reduction, treatment and other health and social support.  

If this trend develops further, the EU’s focus on human rights may dwindle, including in international drug policy debates. Harm reduction and drug policy reform advocates will continue to be defunded, or have their access constrained to symbolic participation. EU legislation will continue to be an obstacle to the emergence of legally regulated markets for cannabis, with little prospects for change 

To confront this rightward tilt, the drug policy reform movement and its allies need to strengthen their coalition, particularly in Brussels. I will offer a few thoughts on how to articulate this coalition in part 2 of this series. 

Previous Post
Belarus Civil Society Condemn Repressive Drug System in Latest Report
Next Post
Making Sense of the EU’s New Drug Policy – Part 2

Related content

Власти России препятствуют борьбе с ВИЧ с помощью закона об “иностранных агентах”

30 августа Фонд Андрея Рылькова (ВИЧ-сервисная организация, оказывающая услуги снижения вреда наркопотребителям города Москвы), выиграл судебный иск  против Министерства юстиции…