1. Главная
  2. Статьи
  3. «Вы должны радоваться, что он умер»: стигма, скорбь и смерть от наркотиков

«Вы должны радоваться, что он умер»: стигма, скорбь и смерть от наркотиков

В настоящее время смертность, связанная с наркотиками (DRD), занимает значительное место в структуре неслучайных смертей по всему миру, особенно в связи с ускорением темпов роста смертности на Западе за последнее десятилетие. DRD достигли"масштабы эпидемии": в две тысячи двадцатом году погибло 91,799 человек, а в две тысячи двадцать первом году этот показатель увеличился на 2020%. В Великобритании число случаев DRD растет с каждым годом: 4,879 человек умерли там в 2021 году. Эта тенденция характерна и для многих других европейских стран. Шотландия имеет самые высокие показатели в Европе, и DRD вносит существенный вклад в общее снижение продолжительности жизни.

Однако о тех, кто скорбит по поводу этих смертей, о тех, кто живет с чувством вины, обвинения, стигмы и отсутствия поддержки в связи с тем, что им пришлось пережить, до сих пор хранится странное молчание.

 

Последствия тяжелой утраты

Тяжелую утрату, как акт лишения близкого человека, ощущает каждый. В связи с этим наличие прочных социальных связей необходимо для поддержки человека во время скорби. Эта поддержка часто оказывается недостаточной для людей, потерявших в своей семье близких из-за DRD или в социальной группе из-за стигматизации и негативного отношения общества к наркотикам. Часто считается, что причиной таких смертей является семейное неблагополучие или отсутствие должного вмешательства перед чьей-либо смертью.

Принято относить DRD, самоубийства, смертельные случаи, связанные с ВИЧ, и убийства к "особым смертям", поскольку в этом случае в обществе существует больше стигмы и травм, что часто приводит к более длительным и интенсивным периодам траура и скорби.

Отношение к скорбящим может привести к таким долгосрочным проблемам , как социальная изоляция, затяжное состояние горя и посттравматическое стрессовое расстройство, которое закрепляет цикл безысходности, связанный со смертью.

Исследования также показали , что после утраты близкие могут стать объектом негативных комментариев: до 57% негативных комментариев в адрес DRD могут исходить от близких родственников и друзей умершего человека. Эти высказывания воспринимались как дегуманизирующие, когда люди, употребляющие наркотики, определялись как низшие члены общества, назывались наркоманами, эгоистами, слабаками, трусами и т.д. Проблемы, связанные с наркотиками, понимались как самоповреждения; чрезмерно большая доля вины возлагалась на умершего, что в действительности может перерасти в чувство вины, которое испытывают скорбящие. Из-за этого скорбящих по DRD окружают стыд, вина и самобичевание.

Некоторые комментарии членов семьи, описывающие эти смерти:

«Может быть, люди не думают, что мы скорбим, потому что он просто наркоман».

«Вы должны радоваться, что он умер, потому что теперь у вас больше нет с ним проблем».

Проделан незначительный объем работы по оценке степени вреда, с которым столкнулись окружавшие умершего человека. В одном исследовании были опрошены люди, употребляющие опиоиды, которые потеряли кого-то из своего социального окружения; они отметили, что их мир был перенасыщен смертью, причем 75% опрошенных сообщили, что в их окружении умер хотя бы один человек. Опрошенные часто чувствовали, что их траур прерван или неполноценен: они не могли посещать похороны, чтобы избежать социального конфликта, например, вины за смерть, или чувствовали себя виноватыми за то, что употребляли наркотики вместе с умершим.

 

Системное и усугубляемое средствами массовой информации горе

Уголовные и социальные службы усугубляют эту травму: в том же исследовании только один участник получил помощь в преодолении горя, в то время как другие находились в тюрьме. Это свидетельствует о существовании более широкой структуры, которая настаивает на криминализации тех, кто употребляет наркотики, что также удлиняет период переживания тяжелой утраты. Один человек поразительно отметил , что, когда он укладывал в постель своего друга, который впоследствии умер там же, никто не спросил его, что он чувствует в связи с его смертью. В этом проявляется не только брошенность на государственном уровне, с которой сталкиваются люди, употребляющие наркотики, но и то, насколько привычны к смерти люди, употребляющие наркотики, в условиях современного наркорынка. Они каким-то образом ответственны за такую судьбу и тоже заслуживают ее.

Как и в случае с неожиданной или внезапной смертью, смерть, связанная с наркотиками, часто расследуется полицией и/или широко освещается в средствах массовой информации. Скорбящие отмечают отсутствие сострадания со стороны сотрудников полиции, что означает, что положительный опыт был редкостью; горе воспринимается как нечто второстепенное по сравнению с правосудием. Средства массовой информации могут быть особенно бесчеловечными в отношении таких смертей; нередко родителям приходится подавать в суд на газеты , чтобы предотвратить клевету и избежать подобных заголовков: "Наркоман из Блэкберна умер в переулке после того, как принял слишком много наркотиков", "Женщина найдена мертвой в мусорном баке на проезжей части в Стейтон-Айленде".

 

 

от Lancashire Telegraph.

 

от New York Post.

 

СМИ уделяют особое внимание последним моментам смерти, зацикливаясь на таких деталях, как точное местоположение, рассматривая смерть людей как зрелище для публики. Сосредоточившись на "новостных" аспектах, смерть и горе оказываются в центре внимания СМИ, что, как правило, мешает обратить внимание на системные проблемы, которые привели к смерти. Это особенно коварно, поскольку смерть от наркотиков обычно связана с более широкими социально-экономическими факторами: как мы видим на примере Шотландии, где вероятность смерти от наркотиков в 17 раз выше у жителей наиболее неблагополучных районов.

Смерть в общественных местах не должна привлекать внимание только к отдельным людям. Публичное отношение к DRD означает, что скорбящим приходится иметь дело с излишним вниманием СМИ, редуктивными взглядами, воспринимающими умершего как "просто наркомана", и своими личными воспоминаниями о нем.

 

Бесправное горе

Называние DRD "особыми смертями" также обусловлено высоким уровнем бесправного и сложного горя. Бесправное горе — это горе, которое не признается ни социальной группой покойного, ни обществом в целом; оно обычно распространяется на людей, которые "не заслуживают того, чтобы по ним горевали". Такое горе может нанести серьезный ущерб: люди, переживающие сложное горе, пытаются найти смысл в своей потере и могут оставаться в замешательстве от своих чувств, в частности, ощущая, что они не имеют права горевать.

На DRD также оказывает заметное влияние предвосхищение горяТе, кто близок к людям, употребляющим наркотики, часто предвидят потерю этого человека, особенно если речь идет о токсичных наркотиках. Предвосхищение горя также означает, что люди могут начать процесс горевания до того, как кто-то умер; это может причинить как боль, так и облегчение покойному, хотя, по их мнению, это не поможет, когда произойдет фактическое событие смерти. Это также может усилить тревогу, связанную со смертью, особенно если до этого момента было несколько передозировок или "близких случаев".

Необходимо покончить со стигмой, связанной со смертью от наркотиков.

Те, кто скорбит, остаются без внимания в исследованиях, политике и практике, поскольку основное внимание в статистике по-прежнему уделяется DRD. Anyone's Child, благотворительная организация, созданная членами семей погибших в результате войны с наркотиками, помогает очеловечить огромную цену каждой потерянной жизни. Тем не менее, поддержка скорбящих по-прежнему недостаточна, а стигматизация определяет большую часть их переживаний. Нельзя ожидать, что ситуация изменится, если наркотики будут по-прежнему криминализированы.

Этому необходимо противостоять: необходимо расширять знания общества о переживаниях людей, употребляющих наркотики, и гуманизировать страдания, связанные с трагедией преждевременного ухода из жизни.

Мы должны обеспечить подготовку специалистов для преодоления стигматизирующего поведения. Важно не только изменить дегуманизирующий и обвиняющий язык, используемый в отношении наркотиков, но и устранить структурные недостатки, которые приводят к стигматизации и смерти в первую очередь.

До тех пор, пока употребление наркотиков будет стигматизировано, бесправное, прерывистое и сложное горе друзей и родственников погибших будет продолжаться. К сожалению, исследованию показало, что ни один человек, скорбящий по DRD, не смирился со своей утратой даже спустя годы. Это должно стать значительным напоминанием о том, как важно найти облегчение для тех, кто испытывает длительную боль.

предыдущий пост
Ибица — Диснейленд наркотиков?
Next Post
Декриминализация под угрозой: как американские СМИ критикуют модель наркополитики штата Орегон

Дополнительный контент

1. Home
  2. Articles
  3. “You should be glad he’s dead”: Stigma, Grieving, and Drug Deaths

“You should be glad he’s dead”: Stigma, Grieving, and Drug Deaths

Today, drug-related deaths (DRD) are a significant contributor to non-accidental deaths worldwide, particularly due to accelerating fatality rates across the West in the past decade. DRDs have reached “epidemic proportions” in the United States, with 91,799 deaths in 2020, increasing by 30% in 2021. In the UK, DRDs have been growing yearly, with 4,879 people dying in 2021. This trend is also true for many other European countries. Scotland has the highest rates in Europe, and DRDs significantly contribute to an overall fall in life expectancy.

However, there has been a strange silence about those who grieve these deaths, those who are left behind with the guilt, blame, stigma and lack of support for what they have been through.

 

The impact of bereavement

Bereavement, as the act of being deprived of the company of someone close to us, is felt by everyone. Due to this, having strong social connections is essential to support someone through their grieving process. This support is often inadequate for people bereaved by a DRD within their family or social group due to stigmatising and negative societal attitudes towards drugs. These deaths are often seen as caused by family dysfunctions, or failure to properly intervene before someone’s death.

It’s common to label DRDs, suicides, HIV-related fatalities and murder as “special deaths”, as there is a higher amount of societal stigma and trauma faced, which can often lead to longer and more intense periods of mourning and grief.

How those grieving are treated can cause long-term issues such as social isolation, prolonged grief disorder and post-traumatic stress disorder, which perpetuates the cycle of despair around deaths.

Research has also found that those bereaved can be targets of negative comments after their loss: as many as 57% of negative comments towards a DRD can come from close family and friends to the deceased person. These remarks were perceived as dehumanising, where people who use drugs (PWUDs) were defined as lesser members of society, as well as called junkies, selfish, weak, coward, among other terms. Drug-related problems were understood as self-inflicted; an overwhelming amount of blame was given to the deceased, which can actually develop into guilt experienced by the bereaved. Due to this, shame, guilt, and self-blame surround those grieving DRDs.

Some comments from family members descriptions of these deaths:

“Maybe people don’t think we are grieving since he is just a drug addict.”

“You should be glad he is dead because now you have no trouble with him anymore.”

There is a meagre amount of work done into the extent of harm faced by those left behind. One study interviewed people who use opioids who had lost someone in their social circle; they noted that their worlds felt saturated with death, with 75% of those interviewed reporting at least one death in their network. Interviewees were often felt their mourning was interrupted or incomplete: they were unable to attend funerals to avoid social conflict like being blamed for their death or felt guilty for having used drugs with the deceased.

 

Systemic and media-compounded grief

Criminal and social services then compound this trauma: in the same study, only one participant received grief support, while others were incarcerated. This reveals a wider structure that insists on criminalising those that use drugs, which also prolongs the period of suffering from bereavement. One person strikingly noted that, upon putting his friend to bed who later died there, no one ever asked him how he felt about their death. This encapsulates not only the state-level abandonment experienced by people who use drugs, but how accustomed to death people who use drugs must be in today’s drug markets. They are somehow responsible for this fate, and also deserve it.

Similarly to unexpected or sudden deaths, a drug-related death is often investigated by police and/or highly mediatised. Those grieving report a lack of compassion from police officers, meaning good experiences were rare; grief was felt as secondary to justice. The media can be particularly dehumanising with such deaths; it’s not uncommon for parents to have to sue newspapers to prevent libel and avoid headlines such as these:

 

 

From Lancashire Telegraph

 

From New York Post

 

The media has a macabre focus on the final moments of death, obsessing over details like the exact location, treating people’s deaths as a public spectacle for entertainment. By focusing on “newsworthy” aspects, death and grief are thrusted into media attention, usually preventing any focus on the systemic issues that led to it in the first place. This is particularly insidious, as drug-related deaths are usually connected to wider socioeconomic factors: as we see in Scotland, where people living in the most deprived areas are 17 times more likely to die of drug-related causes.

Deaths in public places should not just highlight the individual. The public treatment of DRDs means those grieving have to deal with undue media attention, reductive views that perceive the deceased as “just an addict”, and their own personal memories of them.

 

Disenfranchised grief

Naming DRDs as ‘special deaths’ also stems from the high levels of disenfranchised and complex grief. Disenfranchised grief is grief that is not acknowledged by the social network of the bereaved, or by wider society; this is usually applied on people that “didn’t deserve to be grieved over”. Such grief can be seriously detrimental: those experiencing complex grief struggle to find meaning in their loss, and can remain confused by their feelings, particularly feeling that they don’t have the right to grieve.

DRDs are also distinctly impacted by anticipatory grief. Those close to people using drugs will often anticipate the loss of that person, especially given a surrounding toxic drug supply. Anticipatory grief also means people may being their grieving process before someone has died; this can provide both pain and relief for the bereaved, although it was felt to help when the actual event of death occurred. It can also exacerbate anxiety around death, especially if there are multiple overdoses or “close calls” leading up to the moment.

We need to end stigma around drug deaths

Those grieving have been neglected in research, policy, and practice, as much of the focus on DRDs remains on the statistics. Anyone’s Child, a charity set up of family members of those lost to the drug war, helps humanise the tremendous cost of each life lost. Nevertheless, support for those grieving continues to not be enough, with stigma defining much of their experiences. This cannot be expected to change while drugs continue to be criminalised.

This must be challenged: it is essential to improve society’s knowledge about the experiences of people who use drugs, and to humanise the suffering around the tragedy of someone’s life ending prematurely.

We must ensure professionals are trained to address stigmatising behaviours. It is not only important to change the dehumanising and blaming language around drugs, but to address the structural faults that lead to stigma and death in the first place.

As long as drug use remains stigmatised, the disenfranchised, interrupted and complex grief of bereaved friends and family will persist. Tragically, research has highlighted that not one person grieving a DRD has come to terms with their loss, even years later. This should be a stark reminder of the importance of finding relief for those dealing with long-lasting pain.

Previous Post
Is Ibiza the Disneyland of Drugs?
Next Post
Decriminalisation Under Attack: US Media Goes After Oregon’s Drug Policy Model

Related content

Власти России препятствуют борьбе с ВИЧ с помощью закона об “иностранных агентах”

30 августа Фонд Андрея Рылькова (ВИЧ-сервисная организация, оказывающая услуги снижения вреда наркопотребителям города Москвы), выиграл судебный иск  против Министерства юстиции…