1. Главная
  2. Статьи
  3. Язык имеет значение: является ли моя страна «наркогосударством»?

Язык имеет значение: является ли моя страна «наркогосударством»?

Термин "наркогосударство" используется политиками, журналистами и правоохранительными органами с 1980-х годов. Изначально он использовался для обозначения таких латиноамериканских стран, как Колумбия, Боливия, Перу, а спустя несколько лет и моей родной страны — Мексики, но впоследствии этот термин стал применяться ко все большему числу стран.

В 2008 году Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) назвало Гвинею-Бисау первым «наркогосударством» Африки. Этот ярлык, особенно средствами массовой информации, стал активно применяться и к странам Азии, таким как Афганистан, Сирия, Мьянмаи др. Определения понятия «наркогосударство» различны: в одних случаях речь идет об экономической зависимости государства от рынка наркотиков, в других — об определенном уровне институциональной коррупции, в третьих — об уровне отсутствия безопасности. Сходство между всеми этими странами заключается в том, что наркоторговля воспринимается как источник политической власти и экономической выгоды, что приводит к сложным взаимоотношениям между государственными структурами и наркоторговцами.

Совсем недавно председатель полицейского управления Нидерландов использовал этот ярлык для описания эскалации насилия, связанного с наркотиками, в стране, что сделало ее первой европейской страной, получившей ярлык наркогосударства. Однако он быстро уточнил: «Мы не Мексика».

Описание Нидерландов как наркогосударства также использовалось для аргументации против декриминализации наркотиков и обвинения существующей в стране некарательной модели, которая якобы способствует развитию незаконной торговли наркотиками. Но тут автор снова проводит четкое различие:

"В отличие от таких стран, как Мексика или Колумбия, Нидерланды являются одной из самых богатых и развитых экономик в мире. В стране существует прочное правовое государство, низкий уровень коррупции и очень низкий уровень убийств".

Аргентинская политикесса Патрисия Булрич обвинила декриминализацию в создании нидерландского наркогосударства, продемонстрировав тем самым опасный потенциал того, как этот ярлык открывает поле для запретительных атак, подрывающих реформу наркополитики.

Дискуссии о наркогосударстве вновь вспыхнули в Мексике во время судебного процесса над бывшим министром общественной безопасности Хенаро Гарсиа Луной, который был признан виновным в содействие получению взяток для защиты организованных преступных группировок и имитации уничтожения 23 тонн кокаина для того, чтобы вернуть эту партию наркоторговцам.

Легко понять, почему возникла необходимость в термине, обозначающем исторически сложившееся, мощное и жестокое сотрудничество между организованной преступностью, высокопоставленными политиками и вооруженными силами. Однако важно поставить под сомнение обоснованность этого термина, то, к каким последствиям приводит его использование и как он может усугублять и без того значительную стигматизацию и дискриминацию людей в этих странах, независимо от того, вовлечены они в наркобизнес или нет.

 

Сила ярлыка "наркогосударство"

Понятие "наркогосударство" настолько широко применяется в различных контекстах, что подвергся критике за чрезмерное упрощение сложных ситуаций. Оно не только не дает точного описания взаимоотношений между наркокартелями и государством, но и сводит страны и всех участников наркобизнеса к простым преступникам, в совокупности делающим их страну "неуправляемой". Это закрепляет идею о том, что население страны не может придерживаться "верховенства закона" — вредный стереотип, часто приписываемый небелым людям. Как представитель латиноамериканского сообщества, мы часто сталкиваемся с абсурдными вопросами, бесчувственными шутками о таких известных преступниках, как Эль Чапо или Эскобар, или нелепыми изображениями наших родных мест в сериалах Netflix только потому, что они ассоциируются с "наркотиками".

В то же время мы постоянно видим, как СМИ превозносят правоохранительные органы, представляя себя героями войны с наркотиками. Социальная стигма может привести к несправедливому отношению, которое влияет на нашу повседневную жизнь и, в некотором смысле, закрепляет наркотики как табу или взаимозаменяемый термин с организованной преступностью, препятствуя открытому разговору об употреблении наркотиков, снижении вреда или альтернативах запрету.

Ярлык "наркогосударство" также может ограничивать иностранные инвестиции только теми, которые идут на меры безопасности, такие как милитаризация полицейских сил и усилия по борьбе с наркотиками, которые, как известно, подпитывают насилие в обществе во имя сокращения поставок наркотиков из различных источников. Это особенно иронично, если учесть, какое богатство и финансовую стабильность приносят банкам деньги от наркобизнеса: существует множество доказательств, что миллиардные средства от наркоторговли из «наркогосударств» часто отмываются в швейцарских, британских, итальянских и американских финансовых учреждениях. Но почему-то это не делает их "наркогосударствами".

Термину не хватает сложности, и, по мнению профессора Патрика Шабала, понятие "наркогосударство" слишком аккуратное, четкое, статичное и предсказуемое. Оно подразумевает четкую и фиксированную грань между хорошими и плохими парнями, часто государством и организованной преступностью. Таким образом, хотя термин "наркогосударство" является привлекательным общим термином, идеально подходящим для заголовков или легкого повествования, его безразличное использование часто скрывает сложную реальность, лежащую в основе.

 

А как насчет других подобных терминов?

Термин "несостоявшееся государство" часто используется как синоним,причем Мексика обладает явной привилегией быть объединенным"несостоявшимся наркогосударством".Но это не менее уничижительный термин, поощряющий в современном гиперглобализированном обществе любые иностранные военные или бюрократические интервенции, необходимые для превращения его в "успешное государство".

В то время как хрупкость государства может относиться к способности нации гарантировать мир и демократическое управление, "несостоявшиеся государства" подразумевают потерю правительством монополии на насилие,что оправдывает оправдывая военные и политические вмешательства для восстановления государственной власти. Запад,в том числе и США, стал использовать термин "несостоявшееся государство" в стратегических целях с 1990-х годов (и особенно после 9 сентября).В частности, это делается для определения мест, которые требуют разрушительного насильственного вмешательства иностранных держав для восстановления предполагаемого "порядка". Возможно, "несостоявшееся государство" в большей степени свидетельствует о внешнеполитических целях страны, чем о ее реальной способности управлять и поддерживать относительный мир. Это также термин, который я (пока) не видела, чтобы он использовался для обозначения западной страны.

Наркогосударства — бесполезный термин, в основном используемый для чрезмерного упрощения сложной взаимосвязи между организованной преступностью, государствами, глобальными рынками и вовлеченностью населения в наркоторговлю. Что это действительно делает, так это усиливает стигматизацию восприятия страны, а также поощряет насильственные вмешательства, часто со стороны национальных или иностранных агентов, с применением оружия. Очень важно учитывать влияние наших слов, использовать язык и понимание, признающие сложность реальности на местах и то, что "латинос" не является синонимом "нарко".

И хотя важно обеспечить демократические процессы управления и стабильность в странах и регионах, этот всеобъемлющий термин мало способствует правозащитному, не стигматизированному пониманию мира. Важно помнить, что запрет на наркотики подпитывает насилие, связанное с наркотрафиком, а ярлыки "наркогосударство" и "несостоявшееся государство" одновременно поощряют военное вмешательство и препятствуют диалогу о ненасильственных альтернативах.

 

предыдущий пост
Breaking Convention 2023: выдохся ли "психоделический ренессанс"?
Следующий пост
Прибыль важнее пациентов: Бразилия показывает, как не надо регулировать медицинский каннабис

Дополнительный контент

Правительство Великобритании подробно описывает новые планы медицинского каннабиса

.
Правительство Великобритании начнет принимать заявки на выписывание лекарств на основе каннабиса в течение недели, и министр внутренних дел сообщил…

Парламент Ирана принял закон о наркотиках, который может спасти тысячи людей, приговоренных к смертной казни

.
Парламент Ирана принял долгожданную поправку к законодательству о наркотиках, которая может ограничить применение смертной казни…

1. Home
  2. Articles
  3. Language Matters: Is My Country a “Narco-state”?

Language Matters: Is My Country a “Narco-state”?

The term “narco-state” has been used by politicians, journalists, and law enforcement agencies since the 1980s. While it was initially used to describe Latin American nations like Colombia, Bolivia, Peru, and, a few years later, my home country of Mexico, the term has continuously been applied to more and more countries.

In 2008, the United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC) referred to Guinea-Bissau as Africa’s first “narco-state”. This label has also been liberally applied, particularly by the media, to countries across Asia, like Afghanistan, Syria, Myanmar, among others. Definitions of a “narco-state” vary; some focus on the state’s economic reliance on the drug market, others define a certain level of institutional corruption, or comment on levels of insecurity. What is similar between all these countries is that drug trafficking is perceived as a source of political power and economic gain, leading to complex relationships between state actors and drug traffickers.

More recently, the chairman of the police board in the Netherlands has used this label to describe the country’s escalating drug-related violence, making it the first European country to be labelled as a narco-state. However, he was quick to qualify: “We aren’t Mexico”.

The Netherlands’ narco-state description has also been used to argue against the decriminalisation of drugs, blaming their non-punitive drug model for attracting the illegal drug trade. Again, the author draws a clear distinction:

“Unlike countries like Mexico or Colombia, the Netherlands is one of the richest and most developed economies in the world. It has a sound rule of law, low levels of corruption, and a very low murder rate.”

Blaming decriminalisation for the creation of the Dutch narco-state was argued by the Argentinian politician Patricia Bullrich, demonstrating the dangerous potential of how this label opens a field of prohibitionist attacks that undermines drug policy reform.

Discussions of a narco-state resurged in Mexico during the trial of the former Public Security Secretary, Genaro García Luna, who has been found guilty for facilitating bribes to protect organised criminal groups, and simulating the destruction of 23 tons of cocaine, only to return the original shipment to traffickers.

It’s easy to understand why there’s a need for a term for the historical, powerful, and violent collaboration between organised crime, high-profile politicians, and armed forces. However, it’s important to question the validity of this term, what sort of consequences its use encourages, and how it may be perpetuating the already significant stigma and discrimination against people in these countries, whether they’re involved in the drug trade or not.

 

The power of the narco-state label

Narco-state is applied so liberally across different contexts, that it has been criticised for overly simplifying complex situations. Not only does it fail to describe the relationship between drug cartels and the state accurately, it reduces countries and all of the actors involved in the drug trade to mere criminals, collectively making their country “ungovernable”. This perpetuates the idea that the population of a country cannot abide by “the rule of law”, a harmful stereotype often attributed to non-white people. As a member of the Latinx community, we are often faced with absurd questions, insensitive jokes about notorious criminals such as El Chapo or Escobar, or nonsensical Netflix-fuelled portrayals of our homelands simply because they are associated with “narcos”.

At the same time, we constantly see how the media glorify law enforcement agencies who portray themselves as the heroes of the war on drugs. The social stigma can result in unfair treatment that impacts our daily lives and that, in a way, perpetuates drugs as a taboo or interchangeable term with organised crime, preventing open conversations about drug use, harm reduction, or alternatives to prohibition.

The narco-state label can also limit foreign investments only to those going into security measures, such as the militarisation of police forces and anti-narcotics efforts, which are known to fuel societal violence in the name of cutting drug supply at the source. This is particularly ironic given the amount of wealth and financial stability that money from drug-related activities generates for banks: there’s ample evidence that billions of drug trafficking money from “narco-states” is often laundered in Swiss, British, Italian and American financial institutions. Somehow this doesn’t make them narco-states.

The term lacks complexity, and according to Professor Patrick Chabal, the concept of a narco-state is too neat, clear-cut, static, and predictable. It implies a clear and fixed line between the good and bad guys, often the state and organised crime. So while the term “narco-state” is an appealing catch-all term perfect for headlines or easy narratives, its indifferent use often hides a complex underlying reality.

 

What about other similar terms?

“Failed state” is often synonymously applied, with Mexico having the distinct privilege of being a combined “failed narco-state”. But this is just as pejorative of a term, encouraging in today’s hyper-globalised society whatever foreign military or bureaucratic interventions needed to turn it into a “successful state”.

While state fragility may refer to a nation’s ability to guarantee peace and democratic governance, failed states imply a loss of a government’s monopoly on violence, justifying military and political interventions to restore the state’s power. The West, often the US, has used the term “failed state” strategically since the 1990s (and especially after 9/11), particularly to define places that require devastatingly violent interventions by foreign powers to restore supposed “order”. A “failed state” is perhaps more indicative of a country’s foreign policy objectives than the actual ability to govern and maintain relative peace. It is also a term that I have not (yet) seen be used to refer to a Western nation.

Narco-states is a useless term, mostly used to overly simplify the complex relation between organised crime, states, global markets, and populational involvement in the drug trade. What it does do, is drive stigma for country perceptions, as well as encourage violent interventions, often by national or foreign weaponised agents. It’s crucial to consider the impact of our words, embrace a language and understanding that acknowledges the complexity of reality on the ground, and that Latinx is not synonymous with narco.

And while it is important to ensure democratic processes of governance and stability within nations and regions, this catch-all term does little to promote a human-rights, non-stigmatised understanding of the world. It’s important to remember that drug prohibition fuels drug-trafficking violence and that “narco-state” and “failed state” labels simultaneously encourage war-like interventions and prevent dialogue on non-violent alternatives.

 

Previous Post
Breaking Convention 2023: Has the ‘Psychedelic Renaissance’ Exhaled?
Next Post
Profits Over Patients: Brazil Shows How Not to Regulate Medical Cannabis

Related content

Карта декриминализации наркотиков в мире: Словарь терминов

Терминология, использованная в интерактивной карте моделей декриминализации в мире, была разработана британской организацией Release, совместно с Международным Консорциумом по наркополитике…