1. Главная
  2. Статьи
  3. Прагматика наркотиков – Кто решает: полиция или врач?

Прагматика наркотиков – Кто решает: полиция или врач?

В 2014 году в России завершился суд над врачом Алевтиной Хориняк, которую привлекли к ответственности за выписку рецепта на обезболивающие для неизлечимо больного. За это Алевтине грозило 8 лет. После 3 лет судебных разбирательств она был оправдан. Но проблема с доступом к опиоидным анальгетикам в России существует. не решено, а врачи до сих пор боятся их прописывать. Аналогичная ситуация и в других странах региона ВЕЦА – в Украина и Армения.

Кто должен принимать решение о применении анальгетиков в паллиативной помощи: полицейский или врач?

Адвокат Михаил Голиченко и правозащитница Маша Плотко обсуждают этот вопрос в рамках НаркоПрагматика серия подкастов, подготовленная Евразийской ассоциацией снижения вреда и Правовой сетью по ВИЧ.

 

Права человека и психоактивные вещества

Михаил Голиченко: Если мы возьмем за ориентир Германию, где доступ хороший, следующая группа стран — это Центральная и Юго-Восточная Европа (Греция, Венгрия, Чехия, Словакия). В этих странах доступ к опиоидным анальгетикам примерно в 5 раз меньше, чем в Германии. В таких странах, как Россия, Молдова, Украина среднее использование опиоидных анальгетиков на душу населения примерно в 10 раз меньше, чем в Греции, Словакии. Наркотики – это область, где вся власть, все полномочия, в частности связанные с принятием решений, регулированием и контролем, отданы правоохранительным органам. Поскольку контроль и наказание являются основными инструментами полиции, врач очень часто оказывается в ситуации подозреваемого, боясь назначить опиоидные анальгетики, боится нарушить формальные правила и не стать подозреваемым по уголовному делу о сбыте наркотиков.

Маша Плотко: Возникает много вопросов: кто несет ответственность за соблюдение прав человека, страдающего хронической болью, какие права и обязанности имеет врач, какую роль в стране играет правоохранительная система и где грань между правом человека не чувствовать боль и преступление.

 

Доступ к обезболивающим

Маша Плотко: Почему, несмотря на то, что все страны должны соблюдать Конвенцию о наркотических средствах 1961 года, которая не призывает криминализировать такое поведение, а вместо этого заботится о доступе людей к наркотическим средствам в медицинских целях, существует такая разница между странами в доступе к обезболивающим? облегчение?

Михаил Голиченко: В конвенциях, которые регулируют вопросы незаконного оборота наркотиков на международном уровне, действительно подчеркивается, что государства обязаны контролировать оборот наркотиков, с одной стороны, чтобы наркотики не попадали на черный рынок, а с другой стороны, государства обязаны обеспечить, чтобы люди иметь доступ к наркотическим средствам и психотропным веществам в медицинских целях.

Многие люди живут с хронической болью, находятся на терминальных стадиях хронических заболеваний, когда им необходим доступ к опиоидным анальгетикам в рамках паллиативной помощи. Но последние 60 лет риторика в отношении наркотиков была риторикой серьезного негатива. Наркотики обычно считаются злом. Преамбула конвенции 1961 года начинается с того, что зло наркомании должно быть побеждено. И когда для решения такой важной социальной проблемы выбирается язык стигмы и осуждения, к сожалению, общество резонирует с тем, что, как правило, в качестве инструмента работы выбирается инструмент осуждения и наказания.

Поэтому, несмотря на формально правильные акценты в конвенции, с одной стороны – обеспечение медицинской доступности, с другой – контроль от выхода на черный рынок, уклон был в сторону мер контроля. Постепенно, с 1961 по 1988 годы, даже в самих конвенциях можно увидеть, как формулировки, касающиеся обеспечения доступа к лекарствам для медицинских целей, сместились к формулировкам, касающимся безопасности сферы контроля над наркотиками.

На этом фоне правоохранительным органам предоставлен карт-бланш, неограниченные полномочия. Многие люди привыкли к культуре осуждения, особенно когда существует стигма, связанная с осуждением, продвигаемая государством. И самый простой ответ на это — наказать, наказать, удержать. И лучший способ сделать это – через правоохранительные органы. К 2010 году сложилась система, которая хорошо справляется с наказанием, наказанием и неизбирательным расследованием. И совершенно неспособен к состраданию, к учету всех остальных аспектов, связанных с употреблением психоактивных веществ.

 

Стигма – присущая или выбор

Маша Плотко: Возникает принципиальный, концептуальный вопрос: возникла ли стигма из-за того, что употребление наркотиков и сами наркотики стали криминализированы, или стигма существовала и до этого, и поэтому так легко было применить эти законы и ввести такую ​​строгую, жесткую ответственность за простое хранение или употребление веществ?

Михаил Голиченко: Всегда существовала стигма по отношению к людям, употребляющим психоактивные вещества при определенных проблемах (не только наркотики, но и алкоголь). Стигма сопровождает употребление психоактивных веществ, но все зависит от того, какой камертон выберет общество для работы с той или иной проблемой.

Если представить общество как большой оркестр, а законы и действия власти по аналогии с неким камертоном, то выбрав в качестве этого камертона стигму, стигма усилится и перестанет задаваться вопросом, в какой мере меры, связанные с наказанием , осуждение адекватны проблеме, которую пытается решить общество. В какой степени строгость наказания заставляет людей отказываться от употребления наркотиков или меньше употреблять наркотики? Насколько это влияет на распространение наркотиков в обществе. Люди перестают задавать эти вопросы. И поэтому важная проблема затмевается стигмой и ненавистью, которую пропагандирует само государство и общество, имея принятую модель, закрепленную в конвенции: с одной стороны доступность, но с другой стороны контроль. А контроль вместе со стигмой дает перекос в сторону контроля.

13 мая 2021 года Евразийская ассоциация снижения вреда и Правовая сеть по ВИЧ запустили серию подкастов НАРКОПРАГМАТИКА. Первая серия «Кто решает: полиция или врач?» (нажмите, чтобы прослушать) отвечает на вопрос, кто должен принимать решение об использовании обезболивающих анальгетиков в паллиативной помощи.

Новые выпуски подкаста доступны на Подкасты Apple, Spotify и СлушатьЗаметки платформ.

Следите за обновлениями на нашем TalkingDrugs Канал Telegram на русском языке.

предыдущий пост
Относитесь к незаконному употреблению наркотиков как к проблеме со здоровьем, говорится в обзоре правительства Великобритании – вот почему
Следующий пост
Обновления Talking Drugs из Восточной Европы и Центральной Азии [июнь 2021 г.]

Дополнительный контент

Парламент Ирана принял закон о наркотиках, который может спасти тысячи людей, приговоренных к смертной казни

.
Парламент Ирана принял долгожданную поправку к законодательству о наркотиках, которая может ограничить применение смертной казни…

1. Home
  2. Articles
  3. Drug Pragmatics – Who decides: the police or the doctor?

Drug Pragmatics – Who decides: the police or the doctor?

In 2014, a trial was completed in Russia against a doctor, Alevtina Khorinyak, who was prosecuted for writing a prescription for painkillers for a terminal patient. Alevtina was facing 8 years for this. After 3 years of litigation, she was acquitted. But the problem with access to opioid analgesics in Russia has not been solved, and doctors are still afraid to prescribe them. The situation is similar in other countries of the EECA region – in Ukraine and Armenia.

Who should decide on the use of analgesics in palliative care, a policeman or a doctor?

Lawyer Mikhail Golichenko and human rights activist Masha Plotko discuss this issue as part of the NarcoPragmatics podcast series produced by the Eurasian Harm Reduction Association and the HIV Legal Network.

 

Human rights and psychoactive substances

Mikhail Golichenko: If we take Germany as a benchmark, where access is good, the next group of countries is Central and South-Eastern Europe (Greece, Hungary, Czech Republic, Slovakia). In these countries, access to opioid analgesics is about 5 times less than in Germany. In countries like Russia, Moldova, Ukraine the average use of opioid analgesics per capita is about 10 times less than in Greece, Slovakia. Narcotics is an area where all power, all authority, in particular related to decision making, how to regulate and control, is given to law enforcement agencies. Since control and punishment are the main tools of the police, the doctor is very often in the situation of a suspect, afraid to prescribe opioid analgesics, afraid to break formal rules and not to become a suspect in a criminal case on drug sales.

Masha Plotko: Many questions arise: who is responsible for respecting the rights of a person suffering from chronic pain, what rights and responsibilities a doctor has, what role the law enforcement system plays in the country, and where is the line between a person’s right not to feel pain and a crime.

 

Access to pain relief

Masha Plotko: Why, despite the fact that all countries must comply with the 1961 Convention on Narcotic Drugs, which does not call for criminalising such behaviour and instead cares about people’s access to narcotic drugs for medical purposes, is there such a difference between countries in access to pain relief?

Mikhail Golichenko: The conventions that regulate drug trafficking issues at the international level really emphasise that states are obliged to control drug trafficking on the one hand, so that drugs do not go to the black market, and on the other hand states are obliged to ensure that people have access to narcotic drugs and psychotropic substances for medical purposes.

Many people live with chronic pain, are in terminal stages of chronic diseases, when they need access to opioid analgesics as part of palliative care. But for the past 60 years, the rhetoric towards drugs has been a rhetoric of serious negativity. Drugs are commonly thought of as evil. The preamble to the 1961 convention begins by saying that the evil of drug addiction must be defeated. And when the language of stigma and condemnation is chosen to address such an important social issue, unfortunately, society resonates with the fact that, as a rule, the instrument of condemnation and punishment is chosen as the tool of work.

Therefore, despite the formally correct accents in the convention, on the one hand – ensuring medical access, on the other – control from going to the black market, the bias was towards control measures.  Gradually, from 1961 to 1988, even in the conventions themselves, one can see how the language related to ensuring access to drugs for medical purposes shifted to language related to the security of the drug control sphere.

Law enforcement agencies have been given carte blanche, unlimited powers against this backdrop. Many people are accustomed to a culture of judgement, especially when there is a stigma associated with judgement, promoted by the state. And the easiest response to this is to punish, to punish, to deter. And the best way to do this is through law enforcement. By 2010, a system has emerged that is good at punishing, punishing, and indiscriminately investigating. And it is completely incapable of compassion, of taking into account all other aspects related to substance use.

 

Stigma – inherent or a choice

Masha Plotko: There is a fundamental, conceptual question: did stigma come about because drug use and drugs themselves became criminalised, or was there stigma before that, and that’s why it was so easy to apply these laws and introduce such strict, rigid responsibility for simple possession or use of substances?

Mikhail Golichenko: There has always been stigma towards people who use psychoactive substances with certain problems (not only drugs, but also alcohol). Stigma accompanies the use of psychoactive substances, but it all depends on what kind of tuning fork society chooses to work with this or that problem.

If we imagine society as a big orchestra, and the laws and actions of the authorities by analogy with a certain tuning fork, then choosing stigma as this tuning fork, the stigma will increase and stop asking the question to what extent the measures related to punishment, condemnation are adequate to the problem that society is trying to solve. To what extent does the severity of punishment lead people to stop using drugs or use drugs less.  How much it affects the spread of drugs in society. People stop asking these questions. And so an important problem is overshadowed by stigma and hatred, which the state and society itself promotes, having an accepted model fixed in the convention: on the one hand accessibility, but on the other hand control. And control together with stigma gives a bias towards control.

On 13 May 2021, the Eurasian Harm Reduction Association and the HIV Legal Network launched the NARCOPRAGMATICS podcast series.  The first episode “Who decides: the police or the doctor?” (click to listen) answers the question of who should decide on the use of painkilling analgesics in palliative care.

New episodes of the podcast are available on Apple Podcasts, Spotify and ListenNotes platforms.

***

Follow updates on our TalkingDrugs Telegram channel in Russian.

Previous Post
Treat Illegal Drug Use As Health Issue, Says UK Government Review – Here’s Why
Next Post
Talking Drugs Updates from Eastern Europe and Central Asia [June 2021]

Related content

Калифорния, Невада, Мейн и Массачусетс проголосовали за легализацию марихуаны. Аризона против

Американские штаты Калифорния, Невада, Мейн и Массачусетс проголосовали за легализацию рекреационной марихуаны. За это во вторник проголосовали 55% жителей Калифорнии…